Табель о рангах xxi века

Когда в обществе будут меньше уделять внимания госаппарату, когда государственная машина станет менее заметной, это будет означать, что реформа удалась, убежден первый заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Медведев.

Владимир Путин утвердил своим указом Общие принципы служебного поведения государственных служащих. Это можно считать первым практическим шагом по реформированию госаппарата. Подготовкой реформы занимается комиссия под председательством Михаила Касьянова и межведомственная рабочая группа, руководимая первым заместителем руководителя администрации президента РФ Дмитрием Медведевым. О том, в каком направлении и какими темпами будет реформироваться государственная служба в России, Дмитрий Медведев рассказывает в интервью "Итогам".

- Дмитрий Анатольевич, что изменится в жизни российского чиновника? Появятся ли у него новые обязанности, новые полномочия и, может быть, новые ограничения?

- Будут и новые обязанности, и новые полномочия. Их перечень должен быть определен в общем законе о системе госслужбы и в законах о конкретных видах госслужбы. Вероятны и новые подходы к ограничениям. Так, в законодательство вводится конструкция конфликта интересов - когда на службу приходит менеджер из частного бизнеса, он должен понимать, что он приходит заниматься государственными делами, а не лоббировать собственные проекты. Отчасти это изложено в утвержденных президентом Общих принципах служебного поведения государственных служащих.

- В какой стадии находится разработка реформы?

- Нами подготовлена целая совокупность нормативных актов и законопроектов. Прежде всего проект закона "О системе государственной службы". Это базовый документ, сродни кодексу, определяющий принципы деятельности, виды государственной службы, права и обязанности государственного служащего и его ответственность. Мы близки к тому, чтобы завершить работу над программой реформирования государственной службы. Подготовлен первый вариант закона о государственной гражданской службе. Надеюсь, что закон "О системе государственной службы" и ряд сопровождающих его документов могут быть приняты этой осенью.

- Что конкретно они меняют?

- Во-первых, меняется само понимание государственной службы. Это уже не просто работа чиновника в министерстве и ведомстве. Теперь лица, поступающие на госслужбу, будут находиться в непосредственных отношениях с государством. Во-вторых, меняется подход к регулированию госслужбы. Очевидно, специфика может присутствовать и на региональном, и на коммунальном уровнях. Но должны быть унифицированные критерии и принципы - принципы федерализма, законности, открытости госслужбы и ее доступности общественному контролю.

Безусловно, необходима защита госслужащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность - это еще один базовый элемент. Требуется также более четкая дифференциация госслужбы. Теперь она делится на государственную гражданскую, военную и службу в правоохранительных органах. Необходимо создать единый реестр должностей. Квалификационные разряды должны быть заменены на такую известную в истории систему, как "классные чины".

- "Табель о рангах"?

- Да, на современную "Табель о рангах". Первые шаги в этом направлении сделаны: недавно появился указ президента, приравнивающий отдельные должности и квалификационные разряды к воинским званиям.

- Не вернутся ли и исторические названия - "коллежский асессор", "титулярный и статский советник"?

- Названия, которые есть сейчас, вполне адекватно отражают суть того или иного классного чина. Сегодня у нас 15 квалификационных разрядов: от референта государственной службы до действительного государственного советника Российской Федерации 1 класса.

- У вас, если не секрет, какой чин?

- Не секрет, конечно, - действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.

- А мундиры у гражданских госслужащих могут появиться?

- Мы живем в XXI веке, ностальгии по мундирам, по-моему, сейчас почти никто не испытывает. Милитаризация одежды госслужащих едва ли будет способствовать росту их авторитета.

- Означает ли принцип единства системы госслужбы, что проштрафившийся региональный чиновник может быть смещен со своего поста, невзирая на позицию главы субъекта Федерации или муниципалитета?

- Все зависит от "природы" органа исполнительной власти. В некоторых ситуациях он может быть освобожден от занимаемой должности по инициативе руководителя федерального госоргана. Однако существуют и так называемые органы двойного подчинения. В таком случае увольнение госслужащего должно быть согласовано с субъектом Федерации.

- Известно, что в числе прочих нововведений появится и административный регламент. Что это такое?

- И в советские времена, и сегодня существовали и существуют должностные инструкции, определяющие, что должен делать чиновник. Но зачастую это был формальный документ. Задача административного регламента состоит не только в том, чтобы очертить полномочия конкретного чиновника, но и в том, чтобы расписать процедуру продвижения того или иного материала внутри ведомства. Первого числа бумага попала к референту Петрову, а 31-го должна выйти за подписью начальника отдела Иванова. В каждый момент с ней должны происходить совершенно конкретные вещи, о которых должен знать заявитель - гражданин или организация. Исчезает возможность бюрократической волокиты.

- Как отразится реформа на численности чиновников?

- Как ни странно, госслужащих у нас не так много, как в некоторых развитых европейских странах. Например, во Франции их в два с половиной раза больше, чем у нас. Весь вопрос в том, как считать. У нас госслужащими являются те, кто сам исполняет функции государства или обеспечивает деятельность лиц, которые исполняют публичные функции. Таким образом, к ним не относятся ни учителя, ни врачи, ни иные работники социальной сферы. Такая конструкция была традиционна и для царской России, и для советского государства.

- То есть сокращений не будет?

- Вы знаете, что сейчас проходят мероприятия по реформированию Вооруженных сил, в перспективе мы предполагаем переход на армию, комплектуемую профессионалами. Конечно, это повлечет какое-то изменение в численности. Но в целом, я считаю, нет необходимости радикально сокращать количество госслужащих.

- Среди предложений по реформированию госслужбы часто можно было слышать о конкурсном замещении аппаратных должностей...

- Конкурсное начало замещения должностей прямо предусмотрено проектом закона о системе госслужбы. Предпочтение должно отдаваться наиболее подготовленному во всех отношениях человеку. Естественно, это идеальная модель, однако нельзя загнать всю палитру жизненных ситуаций в жесткую схему. И в будущем будут случаи, когда госслужащих станут назначать вне конкурса. Но мы исходим из того, что в основном должен быть все-таки конкурсный подход.

- Каков будет потолок для такого конкурса? Начальник департамента, замминистра, а может быть, и сам министр?

- По Конституции министры и некоторые заместители министра назначаются указом президента по представлению премьера. В остальных случаях потолка быть не должно.

- Результаты социологических исследований говорят о возрастном разрыве на госслужбе - с 35 до 45 лет. Много молодых и пожилых, а средний возраст - в провале.

- Вы правы. Будем стараться эту брешь заполнять. Здесь может быть два пути. Первый - готовить молодых специалистов и более решительно назначать их на высокие государственные должности. Второй - создавать такие условия, когда люди, ушедшие с госслужбы, имели бы мотивацию туда вернуться.

- В чем может состоять мотивация? Деньги?

- Всем известно, что и в благополучных странах госслужащий получает меньше, чем менеджер приличной компании. Может быть и иная мотивация - госслужба должна быть престижной. Представим себе молодого человека, окончившего университет. Он может пойти в предпринимательский мир, создать собственное дело или продвигаться по менеджерской лестнице какой-то крупной компании. Но есть другая возможность - пойти на госслужбу, отказавшись от каких-то радостей "свободной" жизни. Мне кажется, что второй путь имеет определенные преимущества. Если человек, поступивший на госслужбу, окажется востребованным, докажет свой профессионализм, он имеет возможность занять весьма высокое должностное положение.

- Которое станет трамплином для продвижения в частном бизнесе?

- Может быть. Я вообще не считаю, что человек должен выбирать место работы раз и навсегда. Нужно периодически менять угол зрения. Если молодой человек будет успешным чиновником, его кругозор станет таким, что он будет способен руководить крупной компанией. И он действительно может уйти на вольные хлеба. Что не исключает обратного сценария - государство должно привлекать людей, которые показали себя удачными бизнесменами, сильными менеджерами. Конечно, при этом может возникнуть вопрос о столкновении интересов... Но как раз такие проблемы должны быть решены законом.

- Все-таки, если говорить о деньгах, каким минимально приемлемым должен быть уровень зарплаты чиновника?

- Было бы здорово, чтобы мы вышли на уровень промышленно развитых стран. Пока таких возможностей у нас нет. Однако первые шаги в этом направлении делаются: ряд указов президента, подписанных в последнее время, направлен на повышение денежного содержания военных и гражданских служащих.

- С проблемой жалованья тесно связана проблема коррупции, которую называют одним из главных бичей российской бюрократии. В некоторых странах госслужащий по выходе на пенсию получает приличную страховую сумму, если ничем себя не запятнал. Может быть, и нам завести нечто подобное?

- Коррупция - многоплановое явление, и одной страховкой ее победить невозможно. Думаю, что по окончании трудовой деятельности госслужащий действительно должен получать некое адекватное возмещение. Вероятно, мы разработаем специальный закон о пенсионном обеспечении госслужащих. Но только после того, как окончательно откристаллизуются контуры новой пенсионной системы.

- Принято считать что, госаппарат - самая не реформированная сфера в России. Пессимисты утверждают даже, что она в принципе не изменяема. Словом, бюрократия forever...

- А я не считаю этот тезис порочным, бюрократия действительно forever. Если мы не отказываемся от государственных институтов, должны быть люди, которые сидят за столом и этот институт собой олицетворяют... Думаю, что российская бюрократия вполне способна воспринять новые подходы, модернизироваться в соответствии с требованиями времени. Что же касается известного тезиса о том, что реформой занимаются сами реформируемые...

- Бюрократия реформирует самое себя...

- Это и так, и не так. Во-первых, если бы бюрократия, государство в целом не чувствовали потребности в модернизации, то этим бы никто сегодня не занимался. Во-вторых, неправильно полагать, что реформой госслужбы занимаются только госслужащие. В нашей рабочей группе есть масса людей, которые занимаются этими вопросами в силу своих профессиональных интересов. Наши эксперты не зашорены проблемами, с которыми сталкиваются те, кто работает в госаппарате.

- Для вас самого есть некий критерий эффективности госаппарата?

- Лучшая власть та, которой не видно, говорили древние. Когда в обществе будут значительно меньше уделять внимания государственному аппарату, когда государственная машина станет менее заметной, это будет означать - что-то удалось сделать...

ВРЕЗ: КОДЕКС

Искусство быть чиновником

Указ президента РФ от 12 августа 2002 года утверждает следующие принципы поведения государственных служащих:

"...Государственный служащий... призван: исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне...; ...не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям...; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей; ...соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений; ...при угрозе возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, - сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решения, направленные на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов; не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся; воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности; соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации; уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации".

Андрей Камакин

Бюрократами станут лучшие Из тех, кто захочет участвовать в конкурсе  »
Юридические статьи »
Читайте также