Обсуждаем "школьные" законы

Три закона, которые приняло за основу ЗС, не сулят революций в области образования - просто уточняют, а кое в чем расширяют права участников процесса.

Авторы внесенных постоянной комиссией по культуре и образованию законопроектов, от имени которых на заседании выступал депутат Андрей Ловягин, неплохо разобрались в реалиях школьной жизни. В отдельных случаях положения закона закрепляют то, что уже сложилось на практике. Например, возможность с согласия исполнительного органа отдать в школу ребенка, не достигшего шести с половиной лет. Темпы развития детей неодинаковы: некоторые из них могут приступить к учебе раньше сверстников, и искусственно тормозить их развитие по меньшей мере нерационально. Впрочем, стоит отметить, что подобные вопросы, как правило, решаются на уровне школ: разрешение районо требуется далеко не всегда.

Законопроекты обязывают администрацию города вносить вместе с бюджетом на очередной год нормативы финансирования образовательных учреждений и адресную программу по ремонту школ. Необходимость этих нововведений, кажется, ни у кого уже не вызывает сомнений. А вот другие предложения показались части депутатов незначительными. Ну зачем, например, надо заставлять руководителей образовательных учреждений под роспись знакомить родителей учеников с уставом и другими учредительными документами? Однако, к сожалению, ситуации, когда устав и другие документы, где, между прочим, фиксируются права родительских комитетов и общественных советов, существуют исключительно "для внешнего пользования", не так уже редки. И если все без исключения родители будут знать свои права, то, возможно, сократится и количество нарушений и незаконных поборов.

Другая интересная новация касается тех, чьи дети учатся в негосударственных школах: законопроект предлагает возмещать им часть затрат в пределах действующих в городе нормативов. Подобное предложение представляется вполне справедливым: налоги, которые идут, в частности, на содержание школ, платят все. А кроме того, в негосударственных школах учатся не только дети богатеев - в ряде случаев на подобный шаг вынуждены идти и среднеобеспеченные родители. Кто-то стремится обеспечить более комфортные условия ослабленному или больному ребенку. У кого-то сын-подросток запустил учебу и теперь должен наверстывать упущенное в интенсивном режиме. А кто-то видит, что его ребенок может сдать экзамены экстерном...

Параллельно авторы законопроекта предлагают учредить независимую аттестационную службу, которая станет осуществлять выборочный контроль за качеством подготовки. Если это качество окажется низким, учебному учреждению может быть предъявлен иск по возмещению расходов на переобучение его выпускников. В принципе сама идея представляется вполне разумной, хотя контролировать качество образования стоило бы не на "выпуске", а несколько раньше, чтобы у отставших - не по своей вине - от программы ребят был бы шанс нагнать сверстников.

Другой серьезный вопрос связан с конкурсами при приеме в 1-й класс, а точнее - с запретом на их проведение. В полном соответствии с федеральным законодательством питерские депутаты включили в свой документ это положение и... попытались преодолеть его негативные последствия. Ведь ни для кого не секрет, что отмена конкурсов породила как минимум две проблемы. Во-первых, востребованные школы не могут вместить всех желающих. А во-вторых, при свободном наборе в классах оказываются дети с совершенно разным уровнем подготовки. "Понятно, что в такой ситуации работа учителя существенно усложняется", - констатирует Ловягин и предлагает зафиксировать в одном из законов право образовательных комплексов (а они как раз и создаются на базе востребованных школ) вести обучение "по программам различной направленности". Возможно, помимо этого, стоило бы прямо прописать право комплексов (а возможно, и всех школ) учитывать уровень подготовки детей при комплектации первых классов. Ведь там, где пытаются действовать по такому принципу, в выигрыше оказываются все ученики: подготовленным не приходится скучать на уроках, а неподготовленным - комплексовать из-за того, что они хуже других.

Вероятно, стоило бы подумать и о поправках, регламентирующих порядок зачисления хорошо подготовленных ребятишек сразу во вторые классы. Подобная практика уже сложилась: в некоторых школах даже открывали новые классы для первогодок-второклашек. До сих пор эти вопросы решались на уровне школы, но накануне прошлого учебного года их, по крайней мере в некоторых районах, взяли под контроль районо. В результате семилетним детишкам (а некоторые из них не достигли даже этого почтенного возраста) приходилось сдавать три экзамена: по чтению, письму и математике. Забавно, что принимали эти экзамены те же люди, которые еще недавно говорили о "негуманности" тестирований и собеседований при поступлении в первые классы. Может быть, все же стоит больше доверять учителям, которые соглашаются (или, наоборот, не соглашаются) взять к себе в класс конкретного ученика?

Ожидается, что поправок к законопроектам окажется немало, - форсировать принятие новых законов никто не собирается. Авторы не гонятся за скоростью: главное, чтобы итоговые документы оказались взвешенными и разумными. В конце концов, законы принимают, чтобы решать существующие проблемы, а не затем, чтобы создавать новые: их в наших школах и без того хватает...

Виктория Работнова

Молодежь не идет в школу В петербургских школах не хватает 1679 учителей.  »
Юридические статьи »
Читайте также