Власть запуталась во Всемирной паутине

Ассоциация менеджеров назвала самые открытые сайты федеральных органов власти Российской Федерации.

В исследовании открытости сайтов федеральных органов рассматривалось 62 сайта властных структур. Под открытостью понималась готовность власти к диалогу с обществом и бизнесом: наличие контактной информации, интернет-приемной, общественных обсуждений и форумов. Также оценивалось наличие официальной информации (нормативной базы, текущей законотворческой и нормативной деятельности, структуры органа власти) и удобство использования. Исследование показало, что власти не в полной мере используют возможности Всемирной паутины для повышения прозрачности и эффективности своей деятельности. Большинство сайтов напоминают электронные книги: приемлемый уровень информационных ресурсов (документов, баз данных) сопровождается практически полным отсутствием инструментов диалога с властью.

Степень открытости

По мнению Ассоциации менеджеров, Россия следует мировым тенденциям в области информационных технологий. В течение 1999-2001 гг. рядом организаций было разработано несколько программ по информатизации РФ, а в июле 2001 года Правительство РФ одобрило ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" и "О развитии единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы". Также был принят "Закон об электронной цифровой подписи", который призван обеспечить правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Данный закон позволяет облегчить оказание государственными агентами услуг частным лицам и бизнесу.

Ассоциация менеджеров (АМ) ставила перед собой задачу оценить степень открытости сайтов правительственных структур для рядового российского гражданина и выработать рекомендации, направленные на повышение эффективности использования интернета российской властью.

Приоритет открытости

При составлении рейтинга основной акцент ставился на возможность и удобство получения информации о деятельности государственной организации рядовыми пользователями при помощи интернета. По мнению АМ, "идеальный" сайт правительственной организации с точки зрения предоставления информации должен содержать следующие разделы:

-- законодательные основы деятельности с комментариями;

-- принятые нормативные и подзаконные акты, законопроекты, разработанные данным государственным органом, с комментариями;

-- информацию о структуре организации;

-- информацию о главе и руководителях ключевых подразделений;

-- контактную информацию, включающую электронные адреса руководителей подразделений;

-- возможность запроса информации через сайт (интернет-приемную) с указанием процедуры рассмотрения поступающих заявок, сроков и ответственных лиц;

-- общественные обсуждения ключевых направлений деятельности, законопроектов;

-- текущие новости;

-- информацию о текущих программах и инициативах с указанием сроков, контрагентов;

-- информацию о госзакупках и тендерах с возможностью подачи заявки on-line;

-- понятную систему навигации и дружественный интерфейс.

Приоритетом пользовались наиболее открытые сайты, на которых можно получить максимальный объем информации о деятельности того или иного органа государственной власти. Общий балл вычислялся по формуле, которая учитывала все экспертные оценки.

Основные черты

Анализируя результаты проведенного исследования, АМ указала следующие основные черты сайтов российской власти. Практически все сайты удовлетворяют критериям полноты официальной информации. Полные контакты с указанием электронных адресов руководителей подразделений приведены в 23% случаев, еще 57% ресурсов обеспечивают информацию о контактах с пресс-службой. Структуру организации адекватно отражают 83% сайтов. 93% сайтов содержат информацию о нормативной базе, и 77% -- о текущей законотворческой и нормативной деятельности. Полную информацию о руководителях, в том числе структурных подразделений, приводят 52% организаций; только глава указан в 38% случаев. Также на большинстве сайтов (79%) регулярно обновляются новости, более половины ресурсов (54%) содержат дополнительную информацию о деятельности органа, текущих инициативах и проектах.

С информационной открытостью дела обстоят гораздо хуже. В 74% случаев отсутствует механизм запроса информации через сайт без использования электронной почты. Только 8% органов власти имеют интернет-приемные. На 77% сайтов нет общественных обсуждений, хотя бы в качестве модерируемого форума. Высказать свои мысли по поводу тех или иных аспектов деятельности в полной мере позволяют 13% ресурсов.

На первом плане

Среди ветвей власти наиболее открытой является исполнительная власть, меньше всего возможностей диалога гражданина и власти предоставляет судебная власть. Как на дополнительную тенденцию можно указать на то, что если деятельность того или иного органа связана с выпуском большого объема подзаконных актов (Министерство финансов, ФКЦБ, суды), то информационная открытость подменяется "вывешиванием" всех этих документов на сайте.

Основным выводом проведенного исследования АМ указала следующий: создатели сайтов органов власти большое внимание обращают на наличие формальной официальной информации (законодательные основы деятельности, текущая деятельность, различные базы данных и т.д.), при этом теряется основное преимущество интернета -- интерактивность. Этот фактор выходит на первый план, если принять во внимание огромную географическую протяженность нашей страны и те возможности, которые дает интернет как средство обеспечения доступности и демократичности власти. Также при осуществлении некоторых операций (например, тендеров, госзакупок) размещение публичных объявлений дает непосредственное снижение издержек и повышение прозрачности проведения торгов. Дальнейшее развитие электронного представительства российской власти видится в следующих направлениях: обеспечение возможности прямой связи с руководителями ключевых подразделений по e-mail; развитие интернет-приемных и общественных обсуждений; размещение информации о тендерах, госзакупках с возможностью подачи заявки on-line; унификация дизайнерских решений и системы навигации по сайту.

По материалам Ассоциации менеджеров

Борис Мазо

На прием к виртуальному министру  »
Юридические статьи »
Читайте также