Поликлиникам нужно помочь, чтобы они помогали пациентам

Трудно найти горожанина, который хоть раз в жизни не прибегал бы к услугам районной поликлиники, той самой, к которой мы прикреплены согласно полису ОМС (обязательного медицинского страхования). Кому-то из нас нужно лишь оформить больничный лист, но очень многие идут в поликлинику именно за врачебной помощью. Как показала "горячая линия", у читателей "ВП", причем проживающих в различных районах города, поднакопилось немало претензий к работе поликлиник.

На ваши вопросы отвечает Татьяна Засухина, начальник отдела по организации амбулаторной медицинской помощи комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга.

Нас выбирают, мы выбираем

В нашей поликлинике N 28 (Загородный проспект, 50) хорошие врачи, сама организация приема. К тому же недавно сделан ремонт. Но ходят упорные слухи, что эту поликлинику, расположенную в престижном месте, собираются закрыть, а пациентов перевести в другую поликлинику, на Обводном канале. Туда не ходит общественный транспорт, а пешком с того же Загородного проспекта идти минут сорок. Что же нас ждет? Неужели мы окажемся без медицинской помощи?

- Реструктуризации поликлиник Адмиралтейского района в ближайшее время не планируется. Все поликлиники будут работать в обычном режиме.

Можно ли лечиться в поликлинике, к которой не прикреплен? Как поменять поликлинику?

- Экстренная помощь оказывается в любом медицинском учреждении. А за амбулаторной помощью надо обращаться в свою поликлинику, к которой прикреплен в соответствии с отметкой в полисе ОМС. Вы имеете право сменить поликлинику. Обычно это делают граждане, прописанные (зарегистрированные) по одному адресу, а проживающие по другому. Согласно закону, поликлинику можно менять не чаще раза за полгода (иначе страховая компания не успеет переоформить финансовые документы). Для этого нужно обратиться в свою страховую компанию (ее координаты указаны в полисе).

Бывает и так: гражданин выбрал поликлинику в другом районе, находящуюся весьма далеко от его дома, и пожелал лечиться именно там. Например, проживая в Невском районе, захотел лечиться в Красносельском. Пожалуйста, но помните: у вас будут проблемы с вызовом врача на дом (ну какой доктор поедет к вам с другого конца города?). И что вы будете, к примеру, делать, если врач пропишет вам курс физиотерапии? Будете каждый день кататься из Невского района в Красносельский?

Рекомендую поменять на время поликлинику людям, выезжающим на весь летний период на дачи в Курортном, Пушкинском районах. Тогда вы будете без проблем посещать поликлинику, расположенную рядом с вашей дачей.

Возможно ли поменять участкового врача? Мне наш врач не внушает доверия.

- Да, но с согласия доктора, которого вы себе выбрали. Однако, если вы уходите от доктора Иванова, а выбранный вами доктор Петров не хочет вас вести, вопрос будет решать администрация поликлиники. Администрация может в приказном порядке обязать Петрова взять вас на прием либо, если доктор Петров перегружен (или еще по каким-либо причинам), передать вас доктору Сидорову. Но так или иначе вопрос будет улажен.

Замечу: практически в каждой поликлинике среди пациентов находится группа людей, которые в силу особенностей характера не могут наладить отношения с врачами.

При любых конфликтных ситуациях с лечащим врачом (смена доктора, неоправданный, на ваш взгляд, отказ в направлении на обследование и прочее) надо обращаться к заведующему отделением, начмеду, главному врачу.

На нашем участке врачи постоянно меняются. Спросил завотделением, почему это. Ответила, что участок плохой, что на нем проживают много пьющих и "психических", вот доктора и предпочитают переходить на другие.

- Вполне возможно. Действительно, у нас есть участки, на которых так называемой "асоциалки" больше. Например, где проживают нелегалы, или там, где находятся общежития. У врачей, обслуживающих подобные участки, появляются дополнительные сложности.

Надо сказать, что сейчас поликлиникам не хватает врачей практически всех специальностей. Причина - низкие зарплаты, тяжелый труд, высокая степень риска. На врачей и медсестер, обслуживающих пациентов на дому, случаются нападения - на улице, в подъездах, в квартирах. Приведу недавний пример: в одну из городских поликлиник пришел наниматься на работу молодой врач-терапевт. И сказал: "Я у вас буду трудиться, но с условием - не ходить по вызовам". Администрация, ради того чтобы "закрепить" врача за своей поликлиникой, была вынуждена принять это условие.

Много врачей и медсестер покинули поликлиники в 2002 году. Тогда зарплата фасовщицы в открывающихся магазинах сети "Пятерочка" была значительно выше, нежели у врача-терапевта.

Анализ анализу рознь

Почему в поликлиниках до сих пор используется старое оборудование?

- Потому что недостаточно средств на закупку нового! 80 процентов оборудования, находящегося в поликлиниках и стационарах, имеет 100-процентный износ. Фактически мы живем за счет того, что было закуплено в советское время. По самым скромным подсчетам, городская медицина недофинансируется на 40 процентов!

В России только 3 процента от объема валового продукта выделяется на здравоохранение, тогда как в развитых странах - 7 - 12 процентов.

Слышала, что результатам лабораторных анализов, сделанных в районной поликлинике, доверять нельзя...

- Однозначно ответить нельзя. Есть поликлиники, в которых качество выполняемых лабораторных анализов высокое, а есть такие (и их, к сожалению, большинство), где качество оставляет желать лучшего.

Комитет по здравоохранению подготовил концепцию развития лабораторной службы. Мы предлагаем сконцентрировать проведение лабораторных исследований на единой базе, оснащенной самым современным оборудованием. Пациенты от этого ничего не потеряют: как кровь брали в поликлиниках, так и будут брать. Затем пробирки отвезут в централизированную лабораторию.

Для реализации проекта сейчас нет финансирования. Поэтому о сроках введения сказать не могу.

Кстати, упомянутый проект встретил противодействие... со стороны персонала поликлиник. Поскольку предполагает сокращение штатов поликлинической лабораторной службы.

Почему в Санкт-Петербурге не проводится тотальный скрининг мужчин старшего возраста - на предмет выявления аденомы, а женщин - на раннее выявление рака груди?

- Потому что нет финансирования. Скрининги - безумно дороги и нам пока не по карману. Одно время мы хотели ввести скрининг на выявление рака груди. Город закупил 40 маммографов. Предполагалось, что женщин на скрининг будут приглашать, рассылая открытки. Но тут наступил дефолт, цены на расходные материалы, в том числе на рентгеновскую пленку, резко повысились. Город с трудом нашел деньги на установку маммографов. Все они работают, но в режиме диагностики (то есть когда женщины уже обратились к врачу и получили направление на обследование). О программе скрининга (когда обследуют практически здоровых) пришлось пока забыть.

Когда долог путь до больничной койки...

Почему так трудно получить направление на госпитализацию? Не выгодно ли поликлиникам искусственно занижать уровень госпитализации? Иногда врачи говорят, что раз пациент в этом году уже лежал в больнице, еще одно направление в стационар ему не положено. Это так?

- Нет! Лимита госпитализации не существует в принципе. И никакого материального интереса в занижении уровня госпитализации поликлиника не имеет. Существует лишь одно условие для госпитализации: наличие медицинских показаний к пребыванию в стационаре. И здесь решающее слово за вашим лечащим врачом. Но если медик говорит: "Вы уже лежали в дорогостоящем стационаре, с вас хватит", - это повод усомниться в его профессионализме.

Если вы считаете, что нуждаетесь в госпитализации, а врач направления не дает, обращайтесь к заведующему отделением, к главврачу. Будет созвана клинико-экспертная комиссия, которая и решит: есть у вас показания к госпитализации или нет.

Можно ли бесплатно попасть на лечение в клиники федерального подчинения, например, в НИИ акушерства и гинекологии, в НИИ онкологии? Обычно там предлагают заплатить, ссылаясь на исчерпанные квоты. Есть ли шансы попасть в ВМедА?

- ВМедА работает в системе ОМС на оказание экстренной медицинской помощи, что касается плановой госпитализации - этот вопрос рассматривается.

Клиники федерального подчинения, согласно приказу Минздрава России, имеют определенные квоты на лечение петербуржцев. То есть четко оговорено, сколько горожан они обязаны принять бесплатно в течение года. Комитет по здравоохранению доводит эти сведения до всех районных поликлиник, так что врачи о квотах информированы. Если вам повезло и вы попали в эту квоту, для вас лечение - бесплатно. Нет - придется платить или же выбрать другую клинику.

Платить иль нет - вот в чем вопрос

Врачи районной поликлиники порой либо не назначают необходимые диагностические исследования, либо говорят, что за диагностику придется заплатить, что бесплатные направления давно кончились. Насколько правомерны действия медиков?

- К сожалению, существуют лимиты на лабораторные и диагностические исследования, в том числе на УЗИ. Но если случай экстренный, обследование должно быть проведено в кратчайшие сроки. А вот при оформлении документов на ВТЭК, на санаторно-курортное лечение и в прочих ситуациях, когда обследование можно отложить, вас должны записать в очередь. Скажите доктору, что не можете заплатить, что вам необходимо именно бесплатное направление. Но если вы не хотите ждать подхода очереди - тогда платите.

Если врач категорически не дает направления, а вы считаете, что диагностика вам необходима, обращайтесь к администрации поликлиники.

На приеме врач-кардиолог долго сетовала на мое здоровье, сказав, что медицина тут бессильна, а лечиться нужно нетрадиционными методами. Какими именно - она расскажет уже на платном приеме. Это еще один способ выколачивания денег?

- Скорее всего да. И дело тут вовсе не в нетрадиционных методах, а в том, что врач предложила консультацию уже за деньги.

Создается впечатление, что врачи назначают лекарства и БАДы (биологически активные добавки) фирм, дистрибьютерами которых являются...

- Если доктор рекомендует вам лекарства, БАДы, но не говорит, что нужно сходить в конкретную аптеку, позвонить по такому-то телефону и сослаться на доктора, значит, совет этот сугубо профессиональный. Что касается БАДов, то они официально признаны, их эффективность доказана, и ничего особенного в том, что врач официальной медицины их назначает, нет. Но если врач дает конкретные адреса и телефоны, велит сослаться на него - это верные признаки материальной заинтересованности доктора в покупке вами препарата. Это, конечно, нарушение.

В обычной поликлинике лечение лазером и массаж - только за деньги?

- Лазер относится к дорогостоящим методам лечения, и если поликлиника приобрела эту аппаратуру для медицинской помощи на хозрасчетной основе, тут ничего не сделаешь: платить придется.

Что же касается массажа, то практически в каждой поликлинике есть специалист, выполняющий эту услугу в рамках ОМС, то есть бесплатно. Когда врач назначает вам курс массажа, поинтересуйтесь, работает ли такой массажист в вашей поликлинике, а если да, то как к нему записаться. Скорее всего вам придется ждать очереди.

Бывает, что пациенту требуется несколько курсов массажа в год. Сделать все бесплатно поликлиника не в состоянии. Тогда, например, предлагают: два курса - по ОМС, еще два - за деньги.

В детской поликлинике есть бассейн, однако моего ребенка туда не направляют, мотивируя тем, что явных показаний нет, но нет и противопоказаний. Хотите плавать? Пожалуйста, за деньги. Правомерно ли это?

- Бассейн в поликлиниках используется в программах реабилитации, и тогда посещения бесплатны. А если вы намереваетесь посещать бассейн для укрепления здоровья - то на хозрасчетной основе. Содержание бассейна обходится медицинским учреждениям очень дорого, и они не в состоянии брать всех желающих бесплатно.

Участковый врач детской поликлиники сказал, что ребенку необходима консультация дерматолога. Объяснил, что такого специалиста в поликлинике нет. Зато дерматолог ведет прием в другой поликлинике, но за деньги. Мне придется платить?

- Врач дал неверную информацию. Детский врач-дерматолог обязательно принимает в одной из поликлиник вашего района. Бесплатно. Только возьмите направление от вашего лечащего врача.

Я сходил на консультацию в медицинский центр. Врач выписал мне направления на лабораторные и диагностические исследования. Однако в районной поликлинике делать их бесплатно отказываются...

- Чтобы исследования были для вас бесплатными, направление должен дать лечащий врач из вашей поликлиники. Обратитесь к нему, и, возможно, он сочтет нужным сделать именно эти исследования.

Бесплатными будут исследования, которые назначат врачи вашего района - онколог, дерматовенеролог.

"Золотой" талончик

Чтобы попасть на прием к врачам-специалистам, например, к офтальмологу или хирургу, надо занимать очередь в 6 утра. Что это за издевательство над людьми? Раньше хоть в поликлинике был журнал самозаписи к врачам - и был реальный шанс попасть на прием без затрат времени.

- Единого норматива по организации лечебной помощи нет ни в стране, ни в городе. Поликлиники сами устанавливают правила выдачи талонов на прием. Что касается предварительной записи, то, как показывает практика, каждый третий записавшийся на прием не приходит.

Сейчас пачку талонов к врачам-специалистам обычно делят пополам: одну часть передают участковым врачам, которые и распределяют их среди своих пациентов, другую часть - непосредственно в регистратуру.

В комитете по здравоохранению подготовлены и переданы в администрации поликлиник указания, согласно которым талоны на прием к врачам-специалистам должны выдаваться на длительный (до полугода) срок. Думаю, что изматывающие горожан очереди за номерками вскоре исчезнут.

Но "корень зла" в проблеме номерков - не в форме записи к врачам. Во-первых, поликлиникам не хватает докторов. Во-вторых, порочна сама система оказания помощи. Место участковых врачей должны занять врачи общей практики (семейные доктора), которые лечат и отиты, и риниты, и диабет II типа, могут измерить внутриглазное давление и дать советы относительно катаракты... Тогда необходимость в консультациях врачей-специалистов будет меньше. Между прочим, в тех городских поликлиниках, где сейчас ведут прием врачи общей практики, такого ажиотажа с получением номерков нет в принципе. И врач общей практики должен решать, консультация какого именно специалиста требуется. А то бывает так: пациент по собственному желанию записывается к офтальмологу, а на самом деле он по роду своего заболевания нуждается в приеме невропатолога. Между прочим, согласно статистике, 30 процентам пациентов, пришедших на прием к врачу-специалисту по собственному желанию, реально требуется консультация другого специалиста.

Чтобы не "добывать" номерок, его можно купить. Причем как в хозрасчетном отделе, так и с рук, у самих же пациентов, и гораздо дешевле, всего за 50 рублей...

- Такое действительно случается. Люди, доставшие заветный номерок, отстояв в очереди, потом этот бесплатный талончик продают. Это на совести самих пациентов.

Складывается впечатление, что "бесплатный" пациент- второй сорт, а к первому сорту принадлежат те, кто купил талончик в хозрасчетном отделе. "Платные" идут без очереди. Мы пробовали возмущаться, а врач сказал, что это не наше дело.

- Вы говорите о серьезных нарушениях. Потоки "платных" и "бесплатных" пациентов должны быть четко разделены по времени. Врач одновременно не должен принимать и "платных", и "бесплатных". Об этом говорится во всех документах.

Поликлиники допускают подобное, поскольку понимают: пациент, пришедший купить талончик, не будет долго ждать приема. Ему нужно сегодня, сейчас. Иначе он пойдет в другое медицинское учреждение. И поликлиники не хотят терять пациента.

Мы с этим боремся, но проблема пока остается. Пожалуйста, если в вашей поликлинике нарушения продолжаются, обращайтесь в районные отделы здравоохранения, в комитет по здравоохранению.

Да в нашей поликлинике и с бесплатным приемом неразбериха. Получил талончик на определенное время, пришел к врачу к этому времени, а пациенты, сидящие перед кабинетом, говорят, что здесь - живая очередь. И сидишь, ждешь приема. Пробовал обратиться к начмеду, мне ответили, что это дело пациентов, а не медиков...

- Тоже нарушение. Начмед отвечает за организацию приема.

Перед кабинетом врача порой приходится просиживать часами. Это унизительно.

- Ожидание приема не должно составлять более 15 - 20 минут. Лишь в исключительных случаях оно может значительно увеличиться, например, когда доктор осматривает тяжело больного человека, которому требуется немедленная помощь. На одного такого пациента может потребоваться час.

А вот если длительные ожидания приема стали в вашей поликлинике правилом, это уже организационные недостатки, которые призвана устранить администрация.

В Санкт-Петербурге работают 95 поликлиник для взрослых, 15 отделений врачей общей практики, 69 детских поликлиник.

О наличии лекарств в аптеках можно узнать по телефону 325-09-00.

Татьяна Николаевна Засухина принимает граждан по средам с 16 до 18 часов. Предварительная запись по телефону 595-89-52 (по будним дням с 9 до 15 часов).

Все претензии по работе учреждений здравоохранения принимаются дежурным инспектором комитета по здравоохранению по телефону 117-09-06 (по будним дням, с 9 до 17 часов).

Подготовила Татьяна Тюменева

Реклама мешает медицине  »
Юридические статьи »
Читайте также