Первого января страна проснется с новым законом об ОМС

Министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов пообещал уже к концу этого года «согласовать» проект закона об ОМС. Более того, в проект, который в начале ноября был разослан для ознакомления страховым компаниям, уже внесена фраза: «Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года»

Первое знакомство с проектом показало, что, став действующим законом, он произведет настоящую революцию на рынке медстрахования. Причем как обязательного, так и добровольного.

Предыдущий проект закона об обязательном медицинском страховании (как шутят сами страховщики, «девяносто девятый») должны были внести в Госдуму в мае-июне 2004 года, но этого не произошло. Вместо думского обсуждения законопроект из Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) передали на доработку в Минздрав. Тогда информационные агентства сделали прогноз: проект полностью изменится, причем предыдущая версия, скорее всего, будет полностью отвергнута. От новой же концепции осведомленные специалисты ожидали отказа от промежуточного варианта реформы, который сочетал в себе принципы как старой (государственной) системы финансирования здравоохранения, так и новой (страховой). Прогнозировалось, что бoльшая часть ответственности теперь падет на плечи страховых компаний и для граждан это будет означать еще большее сокращение услуг бесплатной медпомощи.

На первый взгляд, проект изменился вовсе не так радикально. К сожалению, до 1 декабря, когда пройдет заседание петербургской Ассоциации страховых медицинских компаний, никто из местных страховщиков не готов комментировать данный документ (только высказывают предположение, что до 1 января его лоббистам все-таки не успеть). Потому мы пока ограничимся анализом текста закона, а также приведем несколько мнений страховщиков, взятых из открытых источников.

Совмещение добровольного и обязательного медицинского страхования - одно из новшеств, которые предлагало МЭРТ в своем проекте закона. Ведь в настоящее время человек, который предпочел «бесплатной» медицине более качественные медицинские услуги и купил в связи с этим полис ДМС, продолжает в полном объеме платить налоги, из которых отчисляют средства на его обязательное медицинское страхование. В Минэкономразвития считали, что такие люди должны получать от государства дотации за счет отчислений по ЕСН, внесенных за них в бюджет работодателем.

Минздравом такой посыл тоже не отвергается. Правда, в новом проекте есть весьма существенная фигура умолчания: в нем отсутствует само упоминание ДМС. Вместо него появилось понятие «дополнительное медицинское страхование», оплачиваемое из двух источников: 1) федерального и территориальных фондов ОМС; 2) средств самих страхователей - физических и юридических лиц.

Минздрав ввел термин «договор медицинского страхования, предусматривающий сочетание обязательного и дополнительного медицинского страхования», и более детально прописал процедуру (ст. 34) заключения таких договоров.

Разрешить либо запретить совмещение ОМС и Д (дополнительного) МС может дирекция территориального фонда ОМС. Застрахованный гражданин предоставляет своему страховщику по договору медицинского страхования заявление; страховщик направляет в дирекцию территориального фонда обязательного медицинского страхования по месту жительства застрахованного требование об оплате части страховой премии по договору медицинского страхования; дирекция территориального фонда рассматривает требование страховщика в 15-дневный срок со дня его поступления и по истечении указанного срока извещает страховщика об удовлетворении требования либо направляет ему мотивированный отказ.

Наверняка многие страховщики будут крайне раздосадованы, получив отказ, и вот почему.

Первое - изменится конкурентная среда на рынке медстрахования. Хуже всех придется тем страховщикам, которые не участвуют в системе ОМС. Дело в том, что через вводимую проектом новую систему дополнительного страхования страховщики, работающие в системе ОМС, смогут совмещать получаемые по этой системе средства со взносами по ДМС, после чего предоставлять по совмещенному страхованию более выгодные условия (предположительно разница в цене страхового полиса будет составлять 10%). Таким образом, компании, не участвующие сейчас в системе ОМС, будут вынуждены либо входить в нее (а на этом рынке, несмотря на его формальную открытость, уже все поделено), либо уходить с рынка вообще.

Впрочем, страховщики, работающие в системе ОМС, с этим утверждением категорически не согласны. По их мнению, даже те компании, которые не участвуют в ОМС, смогут подписать с ТФ ОМС договор на получение части средств по обязательному медстрахованию. Для этого им необходимо просто заключить с фондом соответствующее соглашение, а клиенту - написать заявление о том, что он хочет уйти в другую страховую компанию. Тогда ТФ ОМС будет обязан перечислять страховой компании, которую выбрал клиент, его бюджетный подушевой норматив.

Как все это будет происходить на практике, неизвестно (напомним: за ТФ остается право отказа). Проблема в том, что при заключении договора, совмещающего ОМС и ДМС, страховые компании будут обязаны предоставлять отчетность по всем правилам, предусмотренным в системе ОМС, а такие системы отчетности имеют лишь крупные участники рынка. Так что, похоже, бoльшей части мелких страховых компаний придется уйти.

Какими могут быть последствия совмещения двух вышеозначенных финансовых источников и видов страхования для самих страхователей?

Скорее всего, они будут положительными. Во-первых, напоминает заместитель генерального директора Общества страхования жизни «Прогресс-Нева» Андрей Майданик, перенесение на ОМС методов работы, выработанных страховщиками в ДМС, пойдет новой системе только на пользу: страховщики будут тщательнее выбирать и контролировать все медучреждения, распространят на своих новых клиентов обязательную профилактику. Во-вторых, Андрей Майданик уверен, что если предприятия смогут направить на дополнительное медицинское страхование часть средств, перечисляемых сейчас в фонд ОМС, это может стать серьезным подспорьем для развития медицинского страхования.

«Но есть одна проблема, - предупреждает Андрей Майданик. - Пока неясно, насколько удобным для предприятия будет одновременное использование ОМС и ДМС, будут ли оперативно внесены изменения в Налоговый кодекс. В противном случае система может оказаться неэффективной».

Алексей Крылов

ОМС пытается улучшиться Обязательное лечение укрупняется и расширяется  »
Юридические статьи »
Читайте также