Богатые поделятся с детьми?

В сентябре Законодательное собрание Петербурга провело уже четыре своих заседания, внешне незаметных для населения, однако весьма примечательных с точки зрения развития парламентаризма в нашем городе. Из того, какие вопросы рассматривали депутаты, как они это делали и почему, можно сделать вывод, что развился этот городской парламентаризм довольно неплохо. А главное - полностью в русле президентской политики.

Эхо трагедии

Городские парламентарии собрались после летних каникул на свое первое заседание в четверг 9 сентября. Многие выглядели загоревшими и готовыми к плодотворной работе на благо города. Хотя о том, как и где провели отпуск, особо они не распространялись, но после первых заседаний стало понятно, что отдых от суровых законодательных ристалищ пошел им на пользу. Сразу, без раскачки питерские депутаты бросились в бой с накопившимися законодательными недостатками за улучшение жизни горожан, города, страны и мира.

Первая встреча депутатов была омрачена трагедией в Беслане и серией террористических актов на территории России. Депутаты открыли заседание минутой молчания в память жертв трагедий. Теме терроризма было посвящено и выступление спикера Совета Федерации Сергея Миронова, который заявил, что терроризм поможет победить только сплоченность всех граждан страны. Он призвал согласиться с заявлением Владимира Путина о том, что "России объявлена война". При этом спикер СФ не усомнился в том, что страна сможет дать достойный и адекватный отпор терроризму, и понадеялся на то, что и питерские депутаты внесут свою лепту в это дело.

Уже на следующем заседании в первом чтении был принят Закон "О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге". Пусть он и оказался абсолютно декларативным, однако, как выяснилось, до этого какой-либо законодательной базы, касающейся правовых взаимоотношений между национальностями, в городе не существовало вовсе. Теперь же, по крайней мере в Петербурге, будут запрещены "действия, пропаганда или агитация, направленные на ограничение прав и свобод жителей по признакам расовой или национальной принадлежности, а также иные действия, направленные на дискриминацию по указанным признакам". Кроме того, "национально-культурным автономиям, национальным и межнациональным общественным объединениям предоставляется право на поддержку со стороны органов государственной власти Петербурга, необходимую для сохранения и развития национально-культурной самобытности".

Судьба законопроекта понятна - он не будет работать вне связи с правоохранительными органами, вне привязки к действиям администрации города, без осознания каждым жителем города того, что и от него зависит невозможность повторения трагедии. И казалось, что все эти моменты будут в короткое время внесены законодателями в поправки. Однако, одобрив закон в первом чтении, депутаты больше к "антитеррористической" работе не возвращались.

Деньги правят миром

Наверное, тому, что ЗакС не кинулся бороться с терроризмом всерьез и надолго, есть свое объяснение. Несмотря на свою многонациональность и многоконфессиональность, Петербург -относительно спокойный город. Поэтому неудивительно, что депутаты, "отметившись" на антитеррористическом поприще, обратили свои взоры на текущую жизнь города.

Как известно, главным ежегодным законом Петербурга является его бюджет, который ЗакС вынужден принимать каждой осенью по-новому. Проект бюджета на 2005 год был утвержден на заседании правительства города только в минувший вторник, поэтому законодатели только приступают к его обсуждению в комитетах и комиссиях. Однако еще летом стало ясно, что он будет существенно отличаться от предыдущих и, значит, потребует гораздо больших усилий. Это связано главным образом с изменениями в федеральном законодательстве: очередным перераспределением доходов между центром и регионами, отменой ряда региональных налогов и, самое главное, с принятием целого пакета законов по так называемой монетизации льгот.

Не вдаваясь в подробности ("ТС" неоднократно обсуждал эту тему), напомним, что с будущего года расходные статьи городского бюджета должны очень существенно измениться. На региональные бюджеты будет возложено материальное обеспечение как минимум трех категорий граждан, ранее называвшихся льготниками. Это - жертвы политических репрессий, ветераны труда и труженики тыла, заботу о которых раньше брали на себя федеральные власти. Кроме того, и в Смольном, и в Мариинском прекрасно понимают, что нужно как-то не обойти вниманием и тех, кто ранее получал региональные льготы. Понятно, что денег всегда мало и пряников не хватает на всех, но кому нужны социальные потрясения в связи с недоразвитостью городского бюджета?

Худо-бедно, но новые законы по бывшим льготникам (теперь это называется "меры социальной защиты") ЗакСом уже рассматриваются. В минувшую среду приняты в первом чтении сразу два законопроекта, касающихся доплат не только федеральным льготникам, но и некоторым категориям пенсионеров и военнослужащих, а также семьям, имеющим детей. Администрация предложила четкие суммы компенсаций вместо льгот и даже определила порядок их выплат. Предполагается, что расходы городского бюджета на бывших льготников при этом составят более трех миллиардов рублей (см. ниже).

Небезынтересно, что обсуждение данных законопроектов прошло без особых эксцессов. При этом депутаты дружно сетовали, что компенсации по сути мизерные, что какие-то ранее имевшиеся льготы почему-то не учтены, да и вообще непонятно, из каких расчетов появились именно данные суммы и нельзя ли их увеличить раза в два. Так, депутат Денис Волчек заявил, что, принимая эти законы, "мы под упавшего человека подстилку ложим". А политолог Борис Вишневский вообще отметил, что, на его взгляд, их принятие доказывает, "что для нашей власти, как федеральной, так и городской, народ становится обузой".

При этом, несмотря на понимание недостаточности сумм и мер, народные избранники приняли предлагаемые размеры компенсаций практически единодушно ("против" одного из законов проголосовал лишь Михаил Амосов). Да это и понятно. Депутаты ведь понимают, что бюджет не резиновый и если не предложить людям хоть что-то, то в итоге невозможно будет выплатить ничего. Как говорится, с мертвой овцы - хоть овчины клок. Да и важность момента нужно было учитывать: если сейчас не принять эти законопроекты в первом чтении даже "сырыми", то запланированные выплаты могут в бюджет попросту не попасть.

Немного о разном

Вопрос, откуда возьмутся деньги, также не остался без внимания депутатов. Налогоотчисления граждан и организаций, продажа государственных акций, собственности и т. п. - это как обычно. И как обычно, депутаты начали свой сезон с решения поднять ставки налогов на игорный бизнес и на автовладельцев с января 2005 года. По словам вице-губернатора Михаила Осеевского, эти законы пополнят городскую казну на 300 и 175 миллионов рублей соответственно. Других кардинальных источников по пополнению доходной части бюджета, кроме как в очередной раз отнять у якобы богатых, пока ни правительство, ни ЗакС не придумали.

Политическая структура ЗакСа после никаких серьезных изменений не претерпела. Еще перед началом работы собрания его председатель Вадим Тюльпанов да и некоторые другие немаловажные депутаты сделали заявления, что все существующие фракции сохранятся.

Предлагаемые Смольным законопроекты и инициативы, встречая вялотекущее обсуждение, принимаются практически единогласно. На 19 декабря объявлены массовые, наверное, как всегда, бесперспективные выборы депутатов "пустующих" муниципальных образований...

В общем ЗакС, как и было обещано Валентиной Матвиенко, как занял конструктивную позицию, так ее и не меняет.

Документ "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге"

- Единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка - 3,5 прожиточного минимума*.

- Ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей, обучающихся в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях, на приобретение детской (подростковой) одежды - 0,3 прожиточного минимума.

- Ежемесячные пособия на ребенка на приобретение продуктов питания и товаров детского ассортимента, обеспечения питанием детей, обучающихся в образовательных учреждениях: в возрасте от рождения до 1 года - 0,5 прожиточного минимума при рождении первого ребенка, 0,65 - при рождении второго ребенка, 0,35 - при рождении третьего и последующих детей. В возрасте от 1 года до момента поступления ребенка в первый класс - 0,1 прожиточного минимума; с момента поступления ребенка в первый класс и до окончания образовательного учреждения (но не старше 18 лет) -0,04 прожиточного минимума.

Право на единовременную компенсационную выплату при рождении ребенка предоставляется без учета среднедушевого дохода семьи; право на другие пособия - при условии, что среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума в Петербурге. Пособия на ребенка будут перечисляться на пластиковую карту.

* Здесь и далее - прожиточный минимум для детей.

"О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге"

- Работникам тыла ВОВ - 450 рублей ежемесячно и 50-процентная скидка на оплату услуг ЖКХ, а также предоставляется оздоровительный отдых в санаториях.

- Военнослужащим периода ВОВ - 50-процентная скидка по оплате услуг ЖКХ.

- Ветеранам труда, реабилитированным лицам - 50-процентная скидка по оплате услуг ЖКХ и ежемесячная выплата в размере 300 рублей. Такие же скидки и выплаты предусмотрены для пенсионеров, достигших возраста 65 лет, - доплата к пенсии до размера прожиточного минимума

В Санкт-Петербурге на 1 сентября численность льготников, подпадающих под этот законопроект, составляла 550,7 тысячи человек.

Павел Тимофеев

Расизм в большом городе Проблема есть, решений нет  »
Юридические статьи »
Читайте также