Церен Церенов: "Государство должно довериться профессиональному сообществу"

Впервые Министерство экономического развития и торговли РФ выносит на широкое общественное обсуждение проект Программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) еще на стадии его разработки, то есть до официального утверждения.

Разработчики готовы выслушать любые критические замечания и максимально учесть в программе идеи, которые будут высказаны в ходе обсуждений. В ближайшие дни в сети Интернет будет работать сайт, посвященный ее обсуждению.

Ссылка на сайт в ближайшие дни появится на www.economy.-gov.ru. Параллельно в течение месяца министерство планирует провести ряд обсуждений программы с участием ведущих экспертов, представителей бизнеса, научного сообщества, руководителей субъектов РФ.

На обсуждениях будут рассмотрены проблемы малого бизнеса, реформирования оборонно-промышленного и агропродовольственного комплексов, развития финансовых рынков, реформирования ЖКХ, административная реформа, механизмы диверсификации экономики и ряд других проблем.

Вчера, 12 марта, в рамках этой программы в Минэкономразвития представители власти и бизнеса обсуждали концепцию развития системы учета и отчетности на среднесрочную перспективу, включая сценарии и этапы модернизации системы финансовой отчетности и внедрения МСФО в России.

О работе министерства по подготовке концепции в интервью "ДП" рассказал руководитель Департамента корпоративного управления и новой экономики Мин- экономразвития РФ Церен Церенов:

"Для большинства предпринимателей эта тема -- международные системы финансовой отчетности -- сложна и не всегда понятна.

Тогда как есть группы пользователей нескольких видов отчетности. Так, для менеджеров компаний важны такие виды отчетности, как статистическая, налоговая и управленческая, а для акционеров, собственников и кредиторов -- финансовая.

Государство контролирует качество именно налоговой отчетности. Финансовую отчетность оно не контролирует. Это делают аудиторские компании. Государство лишь принуждает компании составлять отчетность.

Минэкономразвития предлагает передать функции регулирования отчетности от государства профессиональному сообществу. Государство этим заниматься не должно в принципе -- это не его функция. Кроме того, в концепции совместно с профессиональным сообществом были разработаны сценарии внедрения МСФО в России.

-- Готово ли бизнес-сообщество обсуждать эту проблему?

-- Минэкономразвития России занимается вопросом перехода на МСФО уже более 2 лет. И если раньше мы не имели серьезной поддержки деловых кругов в этом вопросе, то сейчас все наоборот.

Во-первых, большую заинтересованность в решении этого вопроса проявляет Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Во-вторых, само профессиональное сообщество, собственники и акционеры компаний, сталкивается с необходимостью использования международных стандартов финансовой отчетности. Таким образом, растут ее объемы.

По нашему мнению, не должно быть излишней работы для бухгалтеров по ведению бухгалтерского и налогового учета.

Предприятия должны составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО. При этом предприятию должна быть предоставлена возможность выбора способа ведения индивидуальной отчетности: либо по международным стандартам, либо по российским правилам.

У нас много общих идей с бизнес-сообществом, хотя есть и спорные вопросы. Например, РСПП настаивает на более либеральном подходе. В частности, промышленники отмечают, что функции методологического обеспечения ведения бухучета должны быть переданы Национальному совету уже с 1 января 2004 года.

Мы думаем, что ставить жесткие сроки не обязательно, но создать такой совет нужно. РСПП предлагает заморозить российские правила бухучета, то есть выделить восемь правил бухгалтерского учета (ПБУ), применяя их только в рекомендательном характере, наложить мораторий на их изменения, а остальные ПБУ отменить. У нас более мягкая позиция. Для более плавного перехода можно просто ввести рекомендательный характер использования ПБУ.

-- Какие этапы внедрения МСФО предлагает Минэкономразвития России?

-- По большому счету, мы уже определились с этапностью перехода. С Минфином нет серьезных противоречий по поводу первого этапа.

Начиная с 2004 года отчетность по международным стандартам должны сдавать организации, ценные бумаги которых котируются на фондовом рынке. Кроме того, мы считаем, что должны быть еще профессиональные участники. С 2006 года мы предлагаем перевести на этот вид отчетности все организации, ценные бумаги которых обращаются на рынке, а также ГУПы. Третий этап -- с 2010 года -- все остальные ОАО и предприятия, составляющие отчетность по другим международным признанным стандартам.

-- Вы по-прежнему склоняетесь к такому сценарию внедрения МСФО, когда их будут внедрять в систему корпоративного управления на всех общественно важных российских предприятиях, а передача функций бизнес-сообществу будет происходить поэтапно?

-- Да, у Минэкономразвития России именно такая позиция. Все ОАО и ГУПы должны постепенно к этому прийти (ГУПы должны также преобразоваться в открытые акционерные общества). Функции по регулированию этого вопроса нужно передавать профессиональному сообществу. Государство не может детально регулировать систему ведения учета.

-- Как предполагается осуществлять механизм совмещения государственного и негосударственного регулирования и какое для этого потребуется внесение изменений в действующее законодательство?

-- Америку мы не откроем -- законодательство придется менять. В первую очередь необходимо будет внести изменения в Конституцию, которая гласит, что ведение бухгалтерского учета находится в ведении государства. Затем внести ряд поправок, связанных с тем, что в обязательном порядке надо вводить требования, чтобы публичные компании составляли консолидированную отчетность и чтобы она была открытой. Так, действующее законодательство не требует, чтобы, например, ОАО "Газпром" или РАО "ЕЭС России" делали консолидированную отчетность (сейчас они это делают добровольно). Это нонсенс.

Во всем мире требуется именно консолидированная отчетность. Также придется менять закон о бухучете, который во многом не соответствует принципам МСФО.

-- Насколько бизнес-сообщество готово к передаче ему функций по внедрению МСФО в систему корпоративного управления?

-- Волков бояться -- в лес не ходить. Мы идем к дебюрократизации и либерализации экономики.

-- Вам удалось согласовать свою позицию с Минфином по спорным моментам, и какие остались принципиальные разногласия?

-- Основной вопрос -- госрегулирования и постепенный переход к регулированию системы профессиональным сообществом. Из этого вытекает вопрос составления отчетности для индивидуальных компаний. Второе -- мы категорически против добровольно-принудительной аттестации бухгалтеров и тех из них, которые составляют отчетность по международным стандартам. Вопрос аттестации и сертификации -- дело рынка и профессионального сообщества. Это противоречит идеям либерализации и дерегулирования экономики".

Биография

Церен Церенов родился в 1972 г. Образование высшее: в 1994 г. окончил Московский государственный университет по специальности "механика, прикладная математика"; в 1997 г. -- Государственный университет, Высшую школу экономики по специальности "экономика".

В мае 1997 г. начал работать в Департаменте экономической реформы Минэкономики России в должности ведущего специалиста.

В 2000 г. принимал участие в разработке "Стратегии социально-экономического развития России до 2010 года" в Центре стратегических разработок.

В 2001 г. курировал в Минэкономразвития России работы по разработке ФЦП "Электронная Россия" (2002-2010 гг.) и федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве) и финансовому оздоровлению предприятий".

В 2003 г. возглавил рабочую группу по разработке концепции развития учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу при Минэкономразвития РФ.

Владимир Лавицкий

ВТО отодвинули  »
Юридические статьи »
Читайте также