Реформа РЖД: Скорость тормозят чиновники

15 июня премьер российского правительства Михаил Фрадков подписал распоряжение об увольнении с поста президента ОАО «Российские железные дороги» Геннадия Фадеева и назначении главой компании Владимира Якунина.

Для железнодорожников увольнение президента ОАО РЖД именно сейчас, в процессе реформирования отрасли, с которой менеджмент компании справляется достаточно успешно, о чем говорят показатели работы железной дороги, стало неожиданностью.

Неделю назад, 8 июня, в Москве, в помещении «Экспо-Конгресс-холла», прошла конференция, посвященная итогам реализации второго этапа реформирования железнодорожного транспорта, на которой

Г. Фадеев выглядел вполне уверенно и спокойно. На ней неоднокртно раздавалась критика в адрес правительственных чиновников, сдерживающих ход реформирования стратегической для страны отрасли.

Этапы большого пути

Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте была утверждена правительством РФ в мае 2001 года. Она предусматривала, в частности, разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности, выделение из монополии конкурентных видов деятельности. Реформа делилась на три этапа. Первый завершился в 2003 году созданием ОАО «Российские железные дороги», которое взяло на себя функции хозяйственного управления на железнодорожном транспорте. Все 100% акций компании закреплялись в федеральной собственности.

Уставный капитал ОАО РЖД составил 1 трлн. 535 млрд. рублей. Своим имуществом в него вошли 987 предприятий. В частности, в распоряжение ОАО была передана вся производственная инфраструктура 17 железных дорог, 20 тысяч локомотивов, 690 тысяч товарных и пассажирских вагонов, локомотиворемонтные заводы, заводы по ремонту пассажирских и грузовых вагонов, по производству и ремонту путевых машин, проектно-изыскательские, научно-исследовательские и строительные организации, предприятия рабочего снабжения.

В первый год работы РЖД увеличили грузооборот и пассажирооборот соответственно на 8,4% и 2,6% . Одна из крупнейших транспортных компаний в мире и крупнейшая российская транспортная перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год. Прибыль РЖД до налогообложения составила 26,5 млрд. руб., чистая прибыль — 8,8 млрд. руб. По объему выручки РЖД стабильно входят в пятерку крупнейших российских компаний.

Суть второго этапа реформирования, который рассчитан на 2005—2007 годы, — создание ряда дочерних компаний, в том числе ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК), 100% акций которой будут также принадлежать государству.

И третий этап (2006—2010 годы) предусматривает частичную приватизацию компаний по перевозке пассажиров в пригородном сообщении и дальнем следовании, а также ремонтных заводов и непрофильных активов.

От пассажиров лишь убытки. Но только от бедных

На пресс-конференции в Москве корреспондент «ПЧП» спросил г-на Фадеева, будут ли до конца года повышаться цены на пассажирские перевозки.

Теперь уже бывший президент ОАО ответил, что не будут. И добавил, что РАО имеет право только на сезонное повышение и снижение цен. Цена на билеты повышается обычно на 39 дней, когда наблюдается пик перевозок. Пик приходится на август. Но при этом необходимо выдержать уровень среднегодовой цены, которая устанавливается государством. Г-н Фадеев посочувствовал семьям с детьми, отправляющимся в отпуска, но заметил, что «год не состоит из одного августа».

Вопрос был задан не случайно. На конференции наиболее остро обсуждалась проблема пассажирских перевозок.

В 2004 году пассажирские перевозки на дальние расстояния принесли 37 млрд. рублей убытка. Правда, убыточен только сегмент плацкартных и общих вагонов. Вагоны СВ и купейные, на которые РЖД сами устанавливают тарифы, прибыльны. В 2004 году фирменные поезда дали 2 млрд. рублей прибыли. Прогнозируется, что в 2005 году прибыль составит 3 млрд.

Но, как считает руководство ОАО, убыточность пассажирских перевозок сдерживает ход реформирования всей отрасли. Совет директоров компании (его возглавляет вице-премьер правительства РФ Александр Жуков) принял решение на втором этапе реформ создать 15 дочерних акционерных обществ. Среди прочих планировалось и создание в 2005 году ФПК.

Однако это решение выполнено не будет, оно переносится на 2007 год. С трибуны конференции Фадеев подчеркнул, что «с такими убытками невозможно создавать федеральную акционерную компанию».

Проблема в том, что правительство никак не может определиться с социальными перевозками. По оценке экономистов ОАО, цена на билеты в общие и плацкартные вагоны не покрывает затрат на услуги за локомотивную тягу, вокзальную составляющую и т. п.

На конференции отмечалось, что есть два варианта решения проблемы. Первый — государство либо субсидирует перевозки, либо поднимает тариф до экономически обоснованного. Второй — дисконт по стоимости пассажирского билета будет распределяться на грузовладельцев, т. е. продолжится ныне существующая практика перекрестного субсидирования.

Двойное зло

Вице-президент РЖД Анна Белова видит в такой практике двойное зло. Государство перекладывает свою функциональную обязанность по обеспечению транспортного обслуживания на частный бизнес. И при этом растет конечная цена продукта за счет увеличенного тарифа для всего частного грузового бизнеса. Повышенную цену вынужден оплачивать потребитель. Это сдерживает развитие экономики, а значит, меньше, чем могло бы, поступает доходов в госбюджет. Анна Белова считает принципиальной ошибкой идти по этому пути. Правильней было бы в госбюджете предусмотреть жесткий объем субсидий, осуществляя одновременно финансовый контроль деятельности компаний.

Руководитель федеральной службы по тарифам Виталий Евдокименко тоже считает, что надо решать вопрос за счет федерального субсидирования. Пассажирские перевозки субсидируются во всем мире. Но для нас, добавил чиновник, это не реально.

Директор Всемирного банка по России Кристина Георгиева напомнила, что пассажирские перевозки — социальная, а не коммерческая функция.

Чиновники Минтранса тоже считают, что надо принять правительственное решение по субсидированию льготных пассажирских перевозок. Однако, как отметил в своем выступлении заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов, проект постановления правительства, касающийся компенсации убытков, полтора года (!) ходил между Минфином и Минтрансом. Минфин все просил корректировать проект, а недавно вынес вердикт: компенсировать убытки пассажирских перевозок вредно.

На конференции отмечалось также, что до сих пор не сформирована необходимая для проведения реформы нормативно-правовая база. А без нее проблематичным становится создание полноценных перевозчиков и развитие конкуренции в сфере грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок. В ходе реализации плана реформирования в РЖД было подготовлено более 35 базовых распорядительных документов и проекты 15 нормативных документов, которые должны были быть приняты правительством. Однако они даже не все рассмотрены.

Что дальше?

В правительстве не объясняют причину отставки Геннадия Фадеева, которого все единодушно оценивают как одного из самых профессиональных железнодорожников. Претензий к нему никто не высказывал. Единственный его минус — возраст: Геннадию Матвеевичу 68 лет. Он начинал работать на железной дороге дежурным по станции и дослужился до министра путей сообщения РФ. В 2003 году на пост главы ОАО РЖД Министерство экономического развития, Минимущество и МПС представили единственную кандидатуру — Геннадия Фадеева. Сейчас он назначен помощником председателя правительства Михаила Фрадкова.

А его должность займет Владимир Якунин, которого называют человеком из команды Владимира Путина, питерцем и чекистом. Говорят, что их дачи расположены рядом, и, как заметили столичные журналисты, на пасхальной службе в храме Христа Спасителя Владимир Якунин стоял за спиной президента в узком кругу приближенных.

Есть мнение, что Владимиру Путину нужен свой человек в крупной компании, через которую идут огромные финансовые потоки.

Владимир Якунин на 11 лет моложе Геннадия Фадеева. Он получил высшее образование в Ленинграде, работал в Госкомитете Совмина СССР по внешнеэкономическим связям. Был на дипломатической работе (второй, затем первый секретарь постоянного представительства СССР при ООН), затем возглавлял Северо-Западную окружную инспекцию Главного контрольного управления президента РФ. В октябре 2000 года пришел в Минтранс на должность замминистрa. А с февраля 2002 года — первый заместитель министра путей сообщения. В октябре 2003 года совет директоров РЖД утвердил Якунина в должности первого вице-президента компании.

Как пойдет дальше ход реформ? На этот вопрос сегодня ответа нет. Возможно, стратегия и тактика останутся прежними, возможно, в них будут внесены какие-то коррективы.

Как пишет RBC daily со ссылкой на экспертов, смена руководства РЖД вряд ли принесет серьезные изменения. Они коснутся только кадрового состава руководства. Реформа управленческого аппарата компании предусматривает сокращение числа вице-президентов РЖД (вместо двух первых вице-президентов будет один, вместо четырнадцати вице-президентов останется четыре) и укрупнение железных дорог (вместо семнадцати филиалов станет семь).

Нелли Богорад

Геннадий Фадеев угодил в тупик Туда зашли переговоры его подчиненных со стивидорами Морского порта  »
Юридические статьи »
Читайте также