Быть или не быть скидкам

Как юридически обосновать скидки?

В мировой практике существуют различные виды скидок: например, простая скидка со справочной (прейскурантной) цены; скидка при покупке за наличный расчет; бонусная скидка (за оборот); скидка за количество; дилерская скидка; скидка на пробные партии товаров; сезонная скидка; скрытая скидка в виде бесплатного оказания услуг и др.

Согласно российскому законодательству налоговый орган вправе проверить правильность применения цен по сделкам только в следующих случаях (в иных случаях налоговый орган не вправе проверять правильность применения цен -- см. Постановление ФАС СЗО от 25.02.03 А56-28727/02):

* между взаимозависимыми лицами;

* по товарообменным (бартерным) операциям;

* при совершении внешнеторговых сделок;

* при отклонении более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в течение непродолжительного времени (п. 2 ст. 40 НК РФ).

Выявление ситуации, описанной в последнем пункте, не влечет за собой непосредственно доначисление налога и пени, но дает право налоговому органу проверить правильность применения цен по таким сделкам (см. Постановление ФАС СЗО от 12.03.03 А21-7614/02-С1). Только при обнаружении отклонения цен в сторону повышения (понижения) более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени (п. 3 ст. 40 НК РФ).

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии -- однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ).

НК РФ при определении рыночной цены учитывает лишь несколько видов скидок, вызванных: сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги); потерей товарами качества или иных потребительских свойств; истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров; маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки; реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей (п. 3 ст. 40 НК РФ).

Применение иных скидок, размер которых, по мнению налогового органа, превышает 20% от рыночной цены товара (работы, услуги) может послужить причиной судебного спора. Однако обязанность доказывания несоответствия рыночным ценам цен, применяемых налогоплательщиком, возложена на налоговый орган (см. Постановление ФАС СЗО от 25.11.02 А26-3399/02-02-11/

136). Кроме того, при рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, указанными в пп. 4-11 ст. 40 НК РФ (п. 12 ст. 40 НК РФ). Тем не менее обоснованность применяемой налогоплательщиком ценовой политики целесообразно отразить во внутренних документах предприятия.

Порядок определения рыночной цены можно разбить на несколько взаимозависимых этапов: определение рынка данных товаров, работ, услуг; выявление идентичных товаров, работ, услуг; поиск информации о ценах на идентичные товары, работы, услуги; выявление однородных товаров, работ, услуг (если отсутствует информация об идентичных товарах); поиск информации о ценах на однородные товары, работы, услуги.

При этом должен быть выполнен ряд условий, касающихся как источников информации, так и условий сделок, на основании которых налоговый орган определяет рыночную цену.

И только при отсутствии на соответствующем рынке сделок или предложения идентичных (однородных) товаров, работ, услуг, а также в случае отсутствия (недоступности) информации, необходимой для определения рыночной цены (см. Постановление ФАС СЗО от 07.04.03 А56-13605/02), налоговый орган вправе использовать метод цены последующей реализации. При невозможности применения метода цены последующей реализации налоговый орган вправе применить затратный метод (п. 10 ст. 40 НК РФ).

Очевидно, что порядок определения рыночной цены, установленный ст. 40 НК РФ, довольно сложен. Арбитражные суды при рассмотрении подобного рода споров придерживаются формальной точки зрения, налоговому органу доказать в суде правомерность применения тех или иных цен в качестве рыночных очень непросто (см. постановления ФАС СЗО от 17.03.03 А56-26544/02, от 25.11.02 А26-3399/02-02-11/136, от 01.07.02 А05-2590/02-115/22, от 10.06.02 А56-2668/02).

Екатерина Чернышева, аудитор ООО "АКГ "Юридическая Бизнес Коллегия"

Регионам дадут паспорта  »
Юридические статьи »
Читайте также