Конституционный Суд России признал недопустимым взыскание штрафа за непредставление декларации, если такая обязанность не указана в законе.

По мнению частного предпринимателя из Воронежа Ирины Ивановой, статья 119 Налогового кодекса РФ допускает применение двойной ответственности за одно и то же нарушение – несвоевременное представление декларации, а порядок расчета не соответствует конституционному принципу справедливости и соразмерности. Ведь за каждый месяц задержки с налогоплательщика взыскивается по 5% от причитающейся к уплате суммы. Если же декларация не сдана в течение более полугода, то размер штрафа за седьмой и последующий месяцы возрастает до 10%.

Спор возник вокруг санкций, налагаемых за несвоевременное представление декларации по реализации горюче-смазочных материалов. Это налог взимался до 2001 года на основании Закона РФ «О дорожных фондах в РФ». Самим законом не была установлена ни обязанность плательщика представлять декларацию, ни срок ее представления. Этот пробел законодателей был исправлен изданной в 2000 году налоговым ведомством инструкцией, которая была зарегистрирована в Минюсте России как нормативный акт и официально опубликована.

Именно это обстоятельство и стало предметом обсуждения Конституционного Суда России, в который обратилась Ирина Иванова. Суд указал, что согласно Налоговому кодексу РФ налоги могут считаться законно установленными лишь при условии, что в законе четко определены объекты налогообложения. Налоговые декларации не входят в перечень обязательных элементов налогообложения, но представляются в налоговый орган по тем налогам, которые налогоплательщики обязаны уплачивать. Из этого следует, что ответственность за непредставление налоговой декларации не может наступать, если соответствующая обязанность не предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Конституционный Суд России повторно констатировал, что издаваемые Министерством РФ по налогам и сборам инструкции не входят в состав законодательства о налогах и сборах и не могут его изменять или дополнять. Согласно уже выраженной в ноябре 2002 года правовой позиции Конституционного Суда РФ эти положения не могут рассматриваться как содержащие основания для издания актов, допускающих ограничение прав или возлагающих на налогоплательщиков дополнительные обязанности по сравнению с тем, как они определены законом. «Следовательно, пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ, устанавливающей ответственность за непредставление налоговой декларации, не может рассматриваться как основание для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном правовом акте», – заключил суд. Приданный таким образом конституционно-правовой смысл оспариваемой нормы «является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике».

В настоящее время взимание большинства налогов регулируется главами части второй Налогового кодекса РФ, который четко устанавливает порядок представления декларации. Поэтому к ним новый вывод Конституционного Суда России не применяется. Но журналисту «КадисПРЕСС» не удалось обнаружить в действующем законодательстве норм о порядке представления деклараций (расчетов) по налогу на имущество предприятий и по налогу на рекламу.

Внесены изменения в форму декларации по единому налогу для организаций и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.  »
Юридические статьи »
Читайте также