Сюрприз для бухгалтера Налоговый учет доберется до имущества

Не успел Совет Федерации одобрить налоговые новации, принятые Государственной Думой на весенней сессии, как уже появились очередные поправки в Налоговый кодекс. На этот раз законотворчеством решили заняться сами налоговики, а вернее, Министерство по налогам и сборам, которое, по идее, правом законодательной инициативы не обладает. Однако руководителя департамента налогообложения прибыли МНС Карена Оганяна это не смущает.

По его словам, вверенным ему департаментом подготовлены поправки в 25 главу Налогового кодекса. Они направлены в департамент налоговой политики, который занимается работой с Государственной Думой. Эти поправки нужны для уточнения норм законодательства и упрощения порядка ведения налогового учета, так как, сказал К.Оганян в беседе с корреспондентом "Российской бизнес-газеты", направление на сближение бухгалтерского и налогового учета было обозначено Правительством. Ну а суть их в том, что нарекания налогоплательщиков вызывает введение самой системы налогового учета, который считается более сложным, чем бухгалтерский. Итак, налоговый учет предполагает, что налогоплательщики определяют налоговую базу не на основании данных бухгалтерского учета, как было раньше, а самостоятельно ведут систему налоговых регистров и на их основании заполняется налоговая декларация. Все расходы налогоплательщика подразделяются на прямые и косвенные. Косвенные расходы единовременно принимаются к вычету, а прямые распределяются на незавершенную и на готовую продукцию, уже отгруженную. В связи с этим налоговики и налогоплательщики сталкиваются с проблемами, которые нельзя разрешить в рамках нынешнего законодательства, так как перечень прямых расходов закрытый. Он состоит из трех позиций: первая, условно говоря, сырье, материалы, полуфабрикаты; вторая - амортизация основных средств и, наконец, третья - заработная плата персонала, и единый социальный налог, который начисляется на эту зарплату.

В этой связи у налогоплательщиков возникает ряд проблем. В частности, у строительной организации 90 процентов всех затрат - это субподрядные затраты. При этом получается, что субподрядные затраты для них косвенные. Но это, во-первых, существенно усложняет механизм учета и, во-вторых, полностью искажается налоговая база. Да, с одной стороны, эти затраты можно списать единовременно, но с другой, как говорят сами бухгалтера строительных компаний, это им не нужно. Схожие проблемы возникают в металлургической отрасли. У них 60-70 процентов затрат - это затраты на электроэнергию. Опять это относится в графу косвенных затрат, что неудобно, так как бухгалтерам приходится вести двойную работу. По словам К.Оганяна, необходимо создать такую систему учета, которая позволила бы с минимальными издержками выходить на налоговую базу для целей налогообложения.

Поэтому налоговики предложили этот перечень прямых расходов открыть для того, чтобы дать налогоплательщику возможность самому определять дополнительный перечень тех расходов, которые для него являются прямыми. Нужно только это определить для своей организации и закрепить в учетной политике.

Еще один момент, который, по мнению налоговиков, требует уточнения. Сейчас расходы распределяются пропорционально на незавершенную и готовую продукцию. Механизм распределения установлен в 319-й статье кодекса. Он варьируется для трех категорий организаций. Первая: "организации, деятельность которых связана с обработкой и переработкой сырья", вторая - "организации, деятельность которых связана с оказанием услуг и выполнением работ". Третья категория - это все остальные. Налоговики на практике сталкиваются с тем, что руководители многих организаций, учитывая специфику их производства, механизм, установленный в 319-й статье, считают, что для них этот механизм не подходит, неудобен и сложно реализуем. В этой связи МНС предложило поправки следующего рода: дать возможность налогоплательщику самостоятельно определять механизм распределения прямых расходов пропорционально незавершенной и готовой продукции, что также позволит плательщику приблизить систему налогового учета к бухгалтерскому.

Нововведения коснулись и налогообложения операций с ценными бумагами (включая сделки РЕПО и операции доверительного управления ценными бумагами) и драгоценными металлами.

Часть поправок направлена на уточнение ряда положений главы 25 Налогового кодекса в части уплаты налога обособленными подразделениями организаций не на конец отчетного периода, а за отчетный период. По мнению налоговиков, это будет способствовать более справедливому распределению налоговой базы с учетом срока деятельности обособленного подразделения в конкретном отчетном налоговом периоде.

Если бухгалтерское сообщество поддержит эти предложения, тогда налоговикам было бы легче провести их через Думу. Но есть еще одна проблема - введение Международных стандартов финансовой отчетности. По словам К. Оганяна, МСФО может стать "кошмаром бухгалтера". И вот почему. В связи с переходом на МСФО придется перейти на налоговый учет не только по налогу на прибыль, но и по другим видам налогов, в том числе налогу на имущество. Однако налоговые инспектора не знают пока МСФО, как, впрочем, и 90 процентов бухгалтеров. Для того чтобы бюджет по налогу на имущество "не просел", вероятно, надо будет создать систему налогового учета.

Ирина Колодина

В Санкт-Петербурге проведена масштабная административная реорганизация налоговых органов Центрального, Адмиралтейского, Курортного и Кронштадтского районов.  »
Юридические статьи »
Читайте также