По мнению Минэкономразвития, милиция должна исполнять Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

Этот закон вступил в силу в августе 2001 года, однако не распространялся на налоговый, валютный, таможенный, лицензионный, банковский контроль, оперативно-розыскную деятельность и др. Заместитель министра экономического развития и торговли России Александр Маслов признает недоработку закона: «Он не закрепил закрытый (исчерпывающий) перечень органов, уполномоченных на проведение государственного контроля, и закрытый перечень видов контроля. На практике это создало возможность ориентироваться отдельным органам, наделенным полномочиями по контролю, на свои «отраслевые» законы в ущерб применению Закона о защите прав, с одной стороны, с другой – породило разночтения о том, подпадает ли тот или иной контрольно-надзорный орган в сферу действия Закона. Некоторыми органами и их должностными лицами положения Закона вообще игнорируются. Так, представители органов внутренних дел на местах считают, что имеют право осуществлять свои полномочия в области правоохранительной деятельности (выявление, раскрытие расследование преступлений) в соответствии с законами «О милиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности», и действие Закона о защите прав на них не распространяется. Следует, однако, отметить, что нормами Закона о защите прав не регламентируется оперативно-розыскная деятельность, предварительное следствие и дознание, вместе с тем помимо указанных мероприятий в рамках полномочий, закрепленных за сотрудниками милиции, осуществляется и иная деятельность, в частности, направленная на пресечение административных правонарушений».

Для решения этой проблемы Александр Маслов предлагает закрепление исчерпывающего перечня видов контроля, на которые распространяется Закон, а в перспективе – и круга органов, наделенных контрольно-надзорными полномочиями. «Одновременно, требуется уточнение понятия «мероприятия по контролю в смежном законодательстве». При наличии в системе государственного контроля значительного (избыточного) числа органов, наделенных полномочиями по контролю, наличии избыточных и пересекающихся функций этих органов и нечеткого разделения функций между федеральным и региональным уровнями реализация этих положений без реформы системы контрольно-надзорных органов затруднена».

Проблема осложняется тем, что смежное законодательство не было приведено в соответствие с положениями Закона о защите прав. В результате на практике положения Закона могут интерпретироваться по-разному. «Так, анализ судебных решений показывает, что одни суды считают, что при внеплановой проверке контрольный орган может проверять только то, что послужило поводом для нее, а другие суды, основываясь на нормах других законов, в частности Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», полагают возможным проверять все. В преобладающем большинстве случаев суды не проходят мимо фактов обнаружения нарушений, не относящихся к предмету внеплановой проверки, только потому, что эти факты обнаружила не плановая, а внеплановая проверка», – говорит Александр Маслов.

Правительство России указало на необходимость скорейшего приведения ведомственных инструкций в соответствие с нормами Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».  »
Юридические статьи »
Читайте также