Автолом как снежный ком

Подведены итоги двухмесячной акции «Очистим наш город от автолома». Из города вывезено и утилизировано на заводе в поселке Горелово Ленинградской области 1167 разукомплектованных автомобилей и 518 тонн «останков» бытовой техники.

Рекордсменом по захламленности признан Приморский район. Там было зарегистрировано 524 автобомжа. Меньше всего нареканий на автомусор от жителей Васильевского острова. Победителями акции среди госструктур стали Калининский, Курортный и Кировский районы, занявшие, соответственно, первое, второе и третье места.

Но даже при определенной активности всех участников процесса больше 600 автомобилей в течение месяца утилизировать не получается. Брошенная хозяевами на произвол судьбы частная собственность, об этой проблеме наша газета уже писала не раз, хорошо защищена законом. На «юридическую очистку» транспортной единицы, такое выражение в ходу у специалистов, требуется много времени.

— Вот на нашей спецплощадке семь автомобилей стоят уже в течение двух лет, — говорит заместитель начальника отдела дорожного хозяйства администрации Калининского района Владимир Наумов. — А отправить их на утилизацию мы не имеем права.

Промышленный Калининский район, тяжелейший в силу объективных причин по захламленности автоломом, уже не первый год ставят в пример другим. Администрация заключила с заводом в Горелове договор, муниципалы, жилищники и участковые работают в тесном контакте, но о весомых успехах все равно говорить не приходится. Слишком тяжело преодолеть все законодательные рогатки.

Уже во время акции завод подписал договор на вывоз металлолома с администрацией Центрального района. Сейчас идет подготовка аналогичного соглашения с Адмиралтейским, Невским и Московским районами. Соответственно, и там оборудуются спецплощадки для предварительного сбора ненужной автотехники. Но и это все — полумеры.

...Акция «Очистим наш город от автолома» проводится второй год. Ее организаторы подчеркивают, что стратегическая цель кампании — привлечь внимание общественности и властей к проблеме утилизации автолома, которая год от года нарастает как снежный ком.

Если утилизировать автолом такими же черепашьими темпами, то через несколько лет ситуация может просто выйти из-под контроля. Да она и уже выходит. Старые автомашины становятся притонами наркоманов, в них ночуют бомжи. Опасные вещества, применяемые при производстве автомобилей, свинец, кадмий, шестивалентный хром и другие в конце концов попадают в почву.

Не первый год говорится о необходимости принятия федерального закона по авторециклингу (системе сбора и переработки автотранспортных средств, подлежащих утилизации), подобные законы действуют во всех цивилизованных странах, и соответствующей городской программы. Но нет ни того, ни другого, и перспективы туманны. Только в нашей стране можно бросить старый автомобиль где угодно и фактически ни за что не отвечать.

По оценкам экспертов, в Петербурге ежегодно выходит из эксплуатации от 30 до 50 тысяч транспортных средств. Какая-то часть некондиции перепродается, на полулегальных площадках разбирается на запчасти, ненужное просто выбрасывается, заполняя дворы, улицы, пригородные леса.

В России всего два современных завода по утилизации автолома — под Москвой и под Петербургом. Сейчас строится аналогичное предприятие в районе Красноярска. Для сравнения: в небольшой по площади Германии таких заводов 56! Зато наша страна рекордсмен по объему ввоза подержанных автомобилей, которые, прослужив верой и правдой своим хозяевам несколько лет, пополняют автомобильные кладбища. Но то ли еще будет. Во всяком случае может быть.

С 2007 года начинает действовать директива Евросоюза за номером 2000/53, согласно которой финансовые обязательства по утилизации автомобилей после окончания срока их эксплуатации перекладываются на производителей. Чтобы сэкономить расходы на утилизацию, а это около 180 евро на транспортную единицу, секонд-хэнд наверняка хлынет в страны, где директива не действует. Если в ближайшее время Россия не примет нужных законов, у нас есть шанс за несколько лет стать международной автосвалкой со всеми вытекающими отсюда экологическими и социальными последствиями.

Эмма Беленкова

Автогражданке исполнился год По мнению страховщиков. Оценить доходность или убыточность осаго можно будет не раньше, чем через полгода  »
Юридические статьи »
Читайте также