Надо ли снижать тарифы на "автогражданку"?

1 июля исполнится год со дня вступления в силу Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" - той самой пресловутой "автогражданки", которая стоила больших нервов как владельцам автомобилей, так и страховщикам. Большинство автомобилистов (по разным оценкам, от 75 до 85 процентов) охвачено ОСАГО. Данный показатель сопоставим с западноевропейскими стандартами, что говорит само за себя. Но, к сожалению, не все пока идет гладко.

По-прежнему не определен статус аварийных комиссаров, нормативная база для работы независимых экспертов и оценщиков недостаточна, слишком усложнена процедура оформления документов по поводу мелких происшествий. Некоторые важные моменты вообще не оговорены в правилах ОСАГО, например порядок осмотра транспортного средства после ДТП, сроки организации экспертизы,процедура возврата части премии при расторжении договора, действия при обоюдной вине участников дорожно-транспортного происшествия. Непонятно, на какие конкретно суммы могут рассчитывать те, кто в результате аварии на дороге получил серьезную травму или увечья. То есть необходимо вносить изменения и дополнения к закону, и чем быстрее - тем лучше для всех.

По истечении года вновь остро встал вопрос соотношения взносов и выплат. Слышатся разговоры о том, что Минфин и страховые компании неплохо нажились на "автогражданке". Общая сумма взносов по стране составила 42,7 миллиарда рублей (по некоторым прогнозам, к 1 июля сборы достигнут 50 миллиардов), за это время урегулированы 200,4 тысячи страховых случаев и выплачены 4,2 миллиарда рублей. Таким образом, сумма выплат оказывается в десять раз ниже, нежели сумма взносов. Что касается Санкт-Петербурга, здесь расклад примерно такой же. На 1 июня поступления по ОСАГО крупнейшей компании "Росгосстрах" в нашем городе составили 700,053 миллиона, выплаты - 85,14 миллиона. Не удивительно, что ряд политиков уже заявили о необходимости пересмотреть тарифы в сторону понижения. С чем категорически не согласны крупнейшие игроки рынка страховых услуг Санкт-Петербурга. Дело в том, что на данном этапе шел сбор средств, которые поступали в основном зимой и весной, и выплаты по страховым полисам не производились. Сейчас, как того и следовало ожидать, наблюдается рост заявлений на выплаты, который в некоторых компаниях составляет до 40 процентов ежемесячно! Как показывает опыт стран Западной Европы, наибольшие выплаты ожидаются на второй - третий год с момента начала действия закона. Вот тогда действительно все станет ясно и с поступлениями страховых компаний, и с расходами. По самым приблизительным прогнозам питерских страховщиков, которые сходятся во мнении, что Минфин в ставках все-таки не ошибся, реальный расклад будет такой: из каждых 100 собранных рублей 70 - 80 будет выплачено пострадавшим. Но это - самый оптимальный вариант. Вполне возможно, прибыль окажется мизерной или вообще нулевой - здесь многое зависит от объективных обстоятельств. В любом случае надо подождать еще как минимум год и лишь потом вновь возвращаться к тарифам. Если сейчас сгоряча урезать ставки, большинство компаний просто не смогут выплачивать деньги по страховым случаям, связанным с ДТП, или вообще обанкротятся. С 1 июля начнется перезаключение договоров на ОСАГО. Стоимость страхового полиса на сей раз будет рассчитываться с учетом понижающего и повышающего коэффициентов. Тот из водителей, кто отъездил год без аварий и не был виновником ДТП, получит пятипроцентную скидку. Если в результате лихачества шофера на дороге кто-то пострадал и пришлось выплачивать страховку, такому владельцу стального коня придется покупать полис с повышенным коэффициентом. Он будет рассчитываться в зависимости от числа страховых выплат. Как считают страховщики, по истечении некоторого времени все местные шумахеры, которым придется раскошеливаться на кругленькую сумму, поймут, что безобразничать на дороге им просто-напросто невыгодно.

Николай Овчинников

"Хетек" утилизировал тысячу авто Брошенные "дворовые" машины защищены законодательством  »
Юридические статьи »
Читайте также