В дальний поход

Судостроительные предприятия Петербурга совместно с городскими властями пытаются решить проблему кадрового голода. Проект удастся лишь в том случае, если бизнес сможет посмотреть на поставленную задачу стратегически

Правительство Санкт-Петербурга одобрило программу подготовки и переподготовки кадров для судостроительной промышленности города. Программа позиционируется как "пилотная" - по планам разработчиков из Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле (КЭРППиТ), она предваряет проект комплексного реформирования городской системы профессионального образования.

О том, что система профобразования нуждается в срочной модернизации, мы писали не раз. Кризис этой системы породил главную проблему петербургского рынка труда - дефицит квалифицированных рабочих. По данным Департамента Федеральной службы занятости по Санкт-Петербургу, сейчас около 80% всех вакансий приходится именно на рабочие специальности. Для судостроения такая картина типична в той же степени, что и для других отраслей крупной промышленности. На примере судпрома будет видно, способны ли государство и бизнес на совместное решение кадровой проблемы.

Некому строить

Практически все предприятия и организации судпрома имеют острую потребность в квалифицированных кадрах с профессиональным образованием различного уровня. Вот лишь некоторые цифры. По данным КЭРППиТ, в этом году в Петербурге общая потребность отрасли в специалистах с начальным профобразованием составляет 1975 человек, со средним профессиональным образованием - 395 человек. Тут стоит учесть, что судпромом востребованы не только специалисты в области морской техники, но и представители других технических специальностей (в основном машиностроительного профиля). Особенно мучаются судостроители из-за отсутствия таких квалифицированных работников как сварщики, наладчики, станочники.

При этом, по данным центра госзаказа Министерства образования РФ, потребность предприятий судпрома в конкретных специалистах превышает в 2,5-2,7 раза плановый прием на бюджетную форму обучения. И только 35-40% выпускников идут в результате работать на предприятие. Один из ярких индикаторов дефицита кадров - рост заработной платы в этой сфере. По сведениям рекрутинговой компании Kelly Services, даже подсобные рабочие получают уже 5-6 тыс. рублей в российских компаниях и 7,5-9 тыс. рублей - в иностранных. А зарплаты высококвалифицированных рабочих приблизились к западным стандартам.

Что лежит в основе кадрового дефицита? Ответ давно известен - упадок российской профессиональной школы. В начале 90-х годов система профобразования "залегла на дно" (вместе с российской промышленностью) - число училищ и техникумов сократилось в несколько раз, ушли наиболее квалифицированные преподаватели, основные фонды износились до предела. И самое главное - профобразование потеряло связь с рынком труда.

После дефолта 1998 года промышленность начала расти, имеющихся кадров стало не хватать, но свободных рук на рынке труда уже не осталось. С ускорением модернизации производства система профессионального технического образования оказалась в ступоре. Предприятиям понадобились молодые кадры, квалификация которых соответствовала бы современным промышленным технологиям. Но ПТУ и техникумы не способны были их готовить. Как известно, в последнее время предприятия пытаются решить проблему сами, помогая образовательным учреждениям и создавая собственные программы подготовки кадров. Делается это с разной степенью участия и эффективности, но в целом подобные эксперименты пока представляют собой лишь оперативное латание дыр.

Между тем обеспечить кадрами судостроение - задача общегородская, выходящая далеко за пределы потребностей отдельных предприятий. Судостроительная отрасль занимает 12% в общем объеме производства Петербурга. Исторически по значимости ее можно назвать градообразующей.

Есть заказ

Понимая это, КЭРППиТ и разработал городскую "Программу подготовки кадров для судостроительной промышленности Санкт-Петербурга на 2004-2008 годы". По словам начальника отдела рынка труда КЭРППиТ Алексея Виноградова, инициаторами ее были сами судостроители. Именно представители этой отрасли наиболее активно предлагали комитету свои решения в области профессионального образования.

Программа предусматривает целый комплекс мер, которые должны кардинально изменить схему взаимодействия образовательных учреждений и предприятий судпрома. Прежде всего, уже к Новому году будет создан координационный центр подготовки и переподготовки кадров для судостроительной промышленности Санкт-Петербурга. Предполагается, что это будет некоммерческое партнерство образовательных учреждений различного уровня и предприятий судостроительной промышленности. Перед координационным центром ставится несколько задач, главная из которых - прогнозирование потребности судостроителей в специалистах с разным уровнем профессионального образования.

На основе такого общего прогноза будет формироваться государственный заказ на подготовку кадров для предприятий судостроительной промышленности - еще одно важнейшее нововведение для городской системы профобразования. Сейчас начальные и средние профессиональные образовательные учреждения предоставляют бюджетные места на обучение по очень широкому кругу специальностей. Также в рамках госзаказа город выделит "сквозные" направления, наиболее востребованные на ближайшие годы, и именно под них сформирует основные бюджетные места. Если вы хотите воспользоваться своим конституционным правом и бесплатно получить профобразование, то вы можете сделать это, выбрав из того набора специальностей, которые нужны городу; по всем остальным придется учиться за свой счет - таков системообразующий посыл программы.

Более того, именно по "сквозным" специальностям город собирается инициировать изменения образовательных стандартов, многие из которых остались еще с советских времен и давно не соответствуют нынешнему технологическому уровню развития судпрома.

Закрепить на месте

Таким образом, два шага вперед будет сделано. Во-первых, основная масса выпускников профучилищ должна соответствовать реальным потребностям предприятий (пока же дело доходит до абсурда - выпускаются ученики со специальностями, которые уже много лет не используются в судпроме). Во-вторых, их образовательный уровень гипотетически должен удовлетворять требованиям потенциальных работодателей (разработчики программы обещают, что новые образовательные стандарты разрабатываются на основе предложений самих предприятий). Теперь осталось довести этих "идеальных" выпускников до рабочего места. Как отмечает и.о. директора по персоналу компании "Северная верфь" Олег Бондарев, в этом году практику на предприятии прошли 120 студентов училища (которому помогала компания). Из них только шесть остались работать после выпуска. Да и то - неизвестно, надолго ли. И это типичная ситуация для всех предприятий судпрома.

Разработчики программы попытались решить и эту проблему - планируется внедрить систему целевой контрактной подготовки. С учащимся (бюджетником) предполагается заключать ученический договор, который обяжет выпускника проработать на производстве определенный срок во время обучения и после выпуска. Соответствующее его профилю предприятие ученик выберет сам. Практика заключения ученических договоров уже есть. Ее применяют те компании, которые участвуют в финансировании партнерских или подведомственных училищ.

Но ресурсов для обеспечения такого рода договоров у предприятий мало. В случае отказа ученика от своих обязательств он должен полностью возместить организации расходы на его обучение. Добиться этого от студента можно через суд, но пока за всю практику применения такой схемы не было прецедентов положительных решений в пользу предприятий. Предполагается, что программа позволит минимизировать это препятствие.

Обучение будет осуществляться на условиях долевого финансирования. Из средств бюджета Санкт-Петербурга в рамках программы выделят 131.050 тыс. рублей, из средств предприятий - 139.500 тыс. рублей (сейчас большая часть училищ финансируется только из бюджета). При этом городской бюджет возьмет на себя ответственность за общеобразовательную подготовку специалистов, а предприятия - за профессиональную.

В результате, поясняют в КЭРППиТ, в процессе подготовки специалиста все стороны будут связаны взаимными обязательствами: учебное заведение - обучаемый - заказчик. И ответственность за выполнение договора учащийся будет нести и перед учебным заведением (которое заинтересовано в поддержке постоянного финансового партнера - предприятия), и перед компанией-работодателем. А поскольку ученические договоры теперь могут заключаться повсеместно, а не только в нескольких училищах, предприятия получат, как надеются власти, намного больше шансов на "закрепление" у себя выпускника.

Конечно, этими мерами программа не ограничивается. Среди прочего запланировано "развитие материально-технической базы учебных заведений", и значительную часть средств на это должны выделить предприятия. Кроме того, планируется развивать международное сотрудничество (организация стажировок, грантовых программ). Наконец, решено воспитывать в детях интерес к судостроению со школьной скамьи. К единой трехуровневой системе профессионального образования предполагается прикрепить систему общего образования "через создание базовых, ориентированных на профессиональную подготовку кадров для судостроения школ".

Важные мелочи

Уже сейчас ясно, что не получится реализовать программу "как по маслу". Есть сложности, разрешить которые не могут ни региональные власти, ни судостроители. За 2004-2008 годы в рамках программы предполагается подготовить для нужд отрасли не менее 4900 инженерно-технических работников (2200 техников и 2700 инженеров) и 11 тыс. специалистов с профессиональным начальным образованием (последняя цифра, кстати, у многих вызывает сомнение). Ряд специалистов высказывают мнение, что потребность в 11 тыс. рабочих не возникнет, даже если все судостроительные предприятия Петербурга решат полностью обновить персонал рабочих профессий. Впрочем, это не ключевой момент: очевидно, что число учеников будет корректироваться. Все ли они дойдут до рабочих мест? В этом уверенности нет.

Несмотря на предусмотренное в программе утяжеление "цепей" ученического договора, российский Трудовой кодекс практически не учитывает интересы работодателя, который профинансировал образование своего сотрудника. Предприятие, предлагающее специалисту зарплату меньшую, чем его рыночная стоимость (с учетом затрат на его подготовку в ПТУ), разумеется, не имеет гарантий, что работника не переманит другая компания, не вложившая в его обучение ни копейки. Даже если предприятие впишет все затраты на обучение в контракт, ученик на основании Трудового кодекса всегда найдет способ сделать так, чтобы ничего не заплатить. Таким образом, нужно пересматривать позиции контрактной системы на уровне кодекса, а это сфера компетенции федерального центра.

Интересно, что сотрудники "утекают" не только на другие петербургские предприятия, но и за границу. Как говорит директор по персоналу Балтийского завода Нина Мышинская, рынок труда в области судостроения и во многих других областях интегрируется и у наших специалистов появляется возможность работать за рубежом: потрудившись несколько лет в России, получив здесь профинансированное образование, молодой специалист вполне может уехать работать на зарубежную верфь. Причем это касается не только тех, кто имеет высшее образование, но и рабочих (см. "Эксперт С-З" N40(197) от 25-31 октября 2004 года - "Трудовой переполох").

Олег Бондарев напоминает об еще одном важном факторе - призыве в вооруженные силы. По его словам, солидная часть выпускников профтехучилищ не попадают на производство только потому, что их забирают в армию. А после нее уже мало кто вспоминает о первоначальной профессии. Как говорит Нина Мышинская, государство могло бы реально помочь предприятиям, если бы предоставило рабочим основных судостроительных профессий (а они вполне могут начинать трудовую деятельность с 18 лет) отсрочку от призыва в ряды вооруженных сил или разрешило засчитывать определенный срок работы по профессии в качестве альтернативной воинской службы.

Наконец, в ближайшие два-три года городским властям и предприятиям судпрома даже при масштабных инвестициях вряд ли удастся развенчать репутацию профессиональных училищ как социального отстойника. А это необходимо для того, чтобы молодые люди шли в ПТУ целенаправленно (а значит, с осознанием дальнейших перспектив и желанием в будущем работать).

Общее дело

Так или иначе, общая линия развития городского профессионального образования выбрана, скорее всего, правильно. Модель, в рамках которой государство регулирует рынок на уровне стратегии, принята во многих западных странах. Так, шведская модель предусматривает обязательное участие в системе профобразования национальной службы занятости. Она не только является одним из акционеров училищ (второй акционер - предприятие), но и формирует свой ежегодный заказ на структуру приема. Текущие проблемы неизбежно будут решены (тот же Трудовой кодекс в части контрактного регулирования рано или поздно придется пересматривать: слишком часто и громко о необходимости этого говорят представители совершенно разных отраслей промышленности), хотя это вряд ли произойдет до 2008 года.

На самом деле очень многое зависит от самих судостроительных предприятий. Став инициаторами программы и гарантировав ее финансирование, они фактически согласились с новыми правилами игры в сфере профессионального образования. Программа (в основе которой госзаказ) в первую очередь ставит перед собой стратегические цели - вывести из системного кризиса профобразование в целом. Судостроителям придется смириться с возможными оперативными издержками - индивидуальным запросам и решениям в рамках обобщенного госзаказа места будет мало.

Предприятия привыкли латать дыры. У некоторых из них уже налажены отношения с ПТУ и даже есть свои образовательные программы, которые формируются под выполнение конкретных задач и с учетом индивидуальной организационной культуры (например, на Балтийском заводе разработаны собственные стандарты по основным профессиям судостроительного производства). Возможно, от всего этого придется постепенно и не без напряжения отказаться. Но общее дело требует жертв. Лет через пять программа должна принести комплексный эффект: предложение на рынке рабочих профессий наконец-то будет соответствовать спросу.

За опытом судостроителей уже внимательно наблюдают представители других отраслей. Так, ряд строительных компаний и организаций, работающих на рынке недвижимости, заявили о планах создания особой структуры - так называемого учебно-координационного центра (по аналогии с координационным центром у судостроителей). По словам Алексея Виноградова, теперь осталось самое главное - перейти от слов к делу и принять решение о финансировании аналогичной программы.

Петр Биргер

Проверка на вшивость  »
Юридические статьи »
Читайте также