Пришло время жить по средствам

Вокруг проекта бюджета Ленобласти на 2006 год ведется много толков и споров. Субъект решил "сверстать" его в бездефицитном варианте. То есть, если ожидаемые доходы относительно уровня этого года вырастут на 14-15% и составят около 29 млрд. рублей, то и расходы не должны превышать эту сумму.

Возникают вопросы: как и за счет чего удастся сбалансировать бюджет субъекта, если прогнозируемый в нынешнем году бюджетный дефицит составляет 1,3 млрд. рублей? Неужели Ленобласть собирается сворачивать свои социальные завоевания? На эти и другие вопросы мы попросили ответить первого заместителя председателя областного Комитета финансов Евгению Гресь.

- Евгения Федоровна, в нынешнем году Ленобласть приступила к постепенному снижению уровня своего бюджетного дефицита, прежде всего относительно темпов прироста объема доходов. Многие эксперты ожидали, что процесс выравнивания доходной и расходной частей бюджета и впредь будет носить плавный характер. С чем связан произошедший решительный поворот в бюджетной политике? Не приведет ли он к негативным социальным последствиям?

- Главная причина перемены курса - реформа местного самоуправления. Мы входим в нее, решая, можно сказать, уравнение со многими неизвестными. Возьмем прогноз уровня инфляции на будущий год. Минэкономразвития предлагает субъекту для расчета социально-экономических параметров показатель роста инфляции в 13%. В российском правительстве говорят, что среднее увеличение цен удастся удержать на рубеже 7,5-8,5%. При разнобое оценок трудно остановиться на экономически обоснованном уровне индекса-дефлятора. А без этого невозможно гарантировать бюджетный процесс от финансовых перекосов.

В сложившейся ситуации региональное правительство пошло, на мой взгляд, по оптимальному пути сближения доходов и расходов субъекта. Иначе не защитить финансовую "лодку" от штормов инфляции, сокращения объемов федеральных трансфертов, очередного перераспределения функций между центром и областью. Видимо, пришло время жить по средствам, рассчитывать на собственные ресурсы.

Для этого будем оптимизировать наши расходы, избегать распыления средств, снижать бюджетные издержки. Остановлюсь на предположениях о возможном сокращении наших социальных расходов. Суть дела в том, что часть своих социальных обязательств перед населением мы за последние годы в целом выполнили. А еще часть обязательств собираемся, как того требует реформа МСУ, передать на муниципальный уровень.

- Будут ли переданы одновременно с полномочиями и соответствующие средства? Ведь центр, насколько известно, при передаче субъектам ряда полномочий "забыл" об их финансовом обеспечении.

- Доходы субъекта в будущем году должны увеличиться почти на 4 млрд. рублей, в то время как процентное соотношение их распределения между областью и муниципальными образованиями не изменится. Оно составит, как и в 2005 году, 56:44. Как следствие общий объем денежных поступлений в муниципалитеты увеличится и составит 11,6 млрд. рублей. Из этой суммы 4 млрд. рублей предполагается перечислить через специально формируемые фонды финансовой поддержки муниципальных образований.

Далее, надо иметь в виду местные источники пополнения казны. Так, мы предусматриваем в бюджетных проектировках рост налогов на доходы физических лиц в размере 17-18%, что выше уровня инфляции. Почти треть этих средств поступит в муниципальные бюджеты. Сейчас в области идет работа также над тем, чтобы индексировать имеющуюся кадастровую оценку земель. Напомню, что кадастр создавался в течение нескольких лет; за прошедшее время цена на землю существенно подскочила. В будущем году муниципалитеты, которые становятся распорядителями своей земли, могут недосчитаться в своих бюджетах около половины доходов по этому налогу. Таких потерь, конечно, допустить нельзя: кадастр будет откорректирован, а муниципалитеты утвердят по этому налогу свои ставки.

Учитывая, что лишь 10% муниципальных образований на первом этапе реформы МСУ будут самодостаточными в финансовом отношении, основная тяжесть выравнивания бюджетной обеспеченности территорий ляжет на областные плечи. В связи с этим регион взялся энергично развивать свой доходный потенциал. В результате в первом полугодии нынешнего года ряд предприятий существенно увеличил отчисления в казну по основному налогу - на прибыль организаций. Годовой план за этот период оказался выполненным на 65,5%. На будущий год, по прогнозам, поступления в бюджет из этого налогового источника могут превысить 9 млрд. рублей.

- Какова все же судьба целевых региональных программ? Что будет с зарплатой бюджетников? Не будут ли урезаны важные статьи социальных расходов?

- Возьмем программу поддержки развития районных больниц. За последние годы область немало сделала для их технического переоснащения и ремонта. С будущего года муниципалитеты, используя областную финансовую помощь, не имеющую конкретного целевого назначения, должны эффективно распоряжаться этими средствами, в том числе для поддержки местных учреждений здравоохранения. Ленобласть, со своей стороны, станет намного жестче контролировать бюджетные расходы территорий.

На муниципальный уровень переводятся полномочия по содержанию и развитию службы скорой медицинской помощи. Субъект немало "неотложек" приобрел для нужд территорий. Теперь муниципалитетам предстоит взять ответственность за решение этой важной для населения задачи на себя.

А, скажем, финансирование оплаты труда работников общеобразовательных учреждений с 2006 года включено в суммы областных трансфертов по линии фондов поддержки муниципальных образований. Оно впредь не будет входить в расходы Комитета по образованию. Узнав об этом, кое-кто забеспокоился: мол, область не станет больше выделять средства на зарплату учителей. Да не так это совсем! Уже сейчас, с сентября, минимальный размер оплаты труда увеличился до 800 рублей, а с будущего года он вырастет до 1100 рублей. И все эти изменения нами учтены в бюджетных проектировках.

Нельзя подходить к бюджету будущего года с привычными представлениями и стереотипами. Он будет, образно говоря, отличаться "лица не общим выраженьем", но не приведет к ухудшению жизни людей, что не раз подчеркивал губернатор Валерий Сердюков.

Хотелось бы также подчеркнуть, что бюджетная реформа активнее включает в систему финансирования социальных проектов новые механизмы. Так, например, фонд социального страхования выделяет 700 млн. рублей на реализацию мер по укреплению здоровья детей Ленобласти. По сути, это ведет к большой экономии бюджетных средств при сохранении преемственности в проведении сильной социальной политики.

- Когда планируется передать окончательный проект областного бюджета на рассмотрение регионального правительства?

- Во второй половине сентября. Остался еще ряд вопросов, связанных с формированием адресной программы капвложений, расходов на дорожное хозяйство, передачей полномочий по содержанию ЖКХ на муниципальный уровень. В ближайшее время все неясности должны быть устранены. Ведь к началу октября главный финансовый документ предстоит передать для обсуждения областным законодателям.

Петр Владимиров

Бюджет не благосклонен к бизнесменам  »
Юридические статьи »
Читайте также