Правительство простилось с бюджетом Премьер-министр России Михаил Фрадков переправил главный государственный план страны на 2006 год в Думу.

Депутаты Государственной думы примутся за рассмотрение нового бюджета сразу после летних каникул. И хотя значительную часть аппетитов народных избранников министры постарались удовлетворить, несомненно, борьба за его принятие обещает быть традиционно острой.

Вариант на "пять с плюсом"

В окончательном варианте, после пересчета цен на нефть, предполагаемые доходы госказны России в следующем году оцениваются в пять с небольшим триллионов рублей. Ранее показатель не превосходил 4,45 триллиона. Профицит, то есть превышение доходов над расходами, тоже вырос с 500 до 800 млрд рублей. Увы, все это будет достигнуто в основном за счет добывающих отраслей. Рост валового внутреннего продукта (ВВП) при всех пересчетах остался на уровне 5,9 процента, что никак не позволяет выйти на заданную президентом планку - удвоение ВВП к 2010 году. Для этого необходимо, чтобы экономика ежегодно росла как минимум на 7 процентов. К тому же для достижения этого значения необходимо, чтобы опережающими темпами обновлялось оборудование, то есть нужен значительный рост инвестиций. Следует также заметить, что важна не абсолютная цифра валового продукта, а ее распределение на душу населения, чтобы этот ВВП дошел до каждого россиянина. И для того и для другого необходимы структурные реформы, которыепока несколько тормозятся.

Не сможет порадовать депутатскую душу и расчет инфляции. Она осталась запланированной - на уровне 7-8 процентов, хотя это явно заниженное значение. В этом году тоже надеялись удержать рост цен в пределах 10 процентов - не удалось. Уже сейчас ясно, что инфляция по итогам года преодолеет 11-процентный барьер (если не 14-процентный). А основную лепту в рост цен внесли реформа ЖКХ, монополии и скачок стоимости нефти на международных рынках, сказавшийся и на внутренних ценах. Ведь при такой баснословной прибыли от экспорта нефтепродуктов вряд ли найдется нефтепереработчик, который предпочтет низкодоходный внутренний рынок: законы экономики никакими распоряжениями правительства о повышении экспортных пошлин, к сожалению, не отменить. В результате у всех компаний растут транспортные расходы и, соответственно, стоимость товаров.

"Новые ворота" бюджета

Постоянно растущие цены на нефть позволили правительству пойти навстречу пожеланиям "трудящихся" Государственной думы и существенно увеличить расходы по некоторым направлениям. В частности, расходы на безопасность возросли на 37 процентов. Причем основная часть средств будет пущена не на зарплату силовикам, а на закупку современной техники и оборудования. На 20 процентов вырастут расходы на оборону страны. И опять-таки большая часть из них пойдет на перевооружение армии.

Существенно - на 38 процентов - увеличатся расходы на проведение давно назревшей реформы ЖКХ. Причем эти деньги пойдут не столько на зарплаты работкам этой сферы, сколько именно на реформу. Хотя и бюджетники не забыты. Увеличение расходов на их зарплаты, а также повышение пенсий составят 900 млрд рублей, расходы на образование вырастут на 29 процентов, а на здравоохранение - на целых 64 процента.

Ассигнования на федеральные целевые программы (ФЦП) и федеральные инвестиционные адресные программы (ФИАП) вырастут не на 287,22 млрд рублей, как планировалось ранее, а сразу на 1 трлн. Правда, здесь есть одна чисто организационная проблема. Минэкономразвития, которое должно распределять эти деньги по наиболее важным инфраструктурным проектам, еще не проработало их список и механизм контроля финансирования, а потому они пока будут лежать "мертвым грузом". Ведь раньше перед российским правительством не вставала проблема, куда деть деньги, - они умеют латать дефицитные дыры, а не распределять профицит.

Однако при этом правительство жестко пытается отстаивать все депутатские поползновения израсходовать Стабилизационный фонд, образующийся от скупки "горячих" нефтедолларов у экспортеров. Если, по предварительным прогнозам, он к концу следующего года может составить 1,740 трлн, а по уточненным - целых 2,13 трлн. За последний год Стабфонд превратился в своеобразную "палочку-выручалочку" правительства. Из него черпались средства на раздачу по долгам Парижскому клубу стран-кредиторов (в результате этого наш внешний госдолг сократился с 46 млрд долларов до 26), деньги на поддержку Пенсионного фонда после того, как обнаружились дыры из-за непродуманного в финансовом отношении введения монетизации льгот. В следующем году, очевидно, дополнительные средства, отчисляемые в Стабилизационный фонд, вновь понадобятся. Ранее эту функцию выполняла так называемая "инфляционная подушка": дополнительными доходами, получаемыми в бюджет из-за высокой инфляции, правительство покрывало недостаток средств госказны. Депутаты Государственной думы давно пытались заставить правительство делиться этими доходами. Но тщетно. Единственное, на что согласился министр финансов России Алексей Кудрин, - назвать эти накопления "Стабилизационным фондом" и регламентировать расходы из него.

Дефицит или профицит?

Однако, несмотря на значительный запланированный профицит и увеличение государственных расходов на инвестиционные и структурные направления, которые не приводят к росту инфляции, нынешний бюджет сложно назвать "бюджетом развития". Дело в том, что запланированное превышение государственных доходов над расходами является признаком слаборазвитой экономики, которая попросту не в силах "переварить" с пользой свалившиеся на нее деньги. Не случайно в развитых странах профицит обычно не планируется, а закладывается небольшой дефицит, который покрывается за счет займов на рынках ценных бумаг. Там понимают, что деньги должны работать, а не лежать в государственных фондах, а стабилизационные фонды создаются на небольшой период каких-либо финансовых или социальных реформ, чтобы сгладить их возможные негативные последствия. А вот для развивающихся стран профицит характерен. Самый большой профицит был зафиксирован в Кувейте в 80-х годах - до 60 процентов ВВП.

Как примут новый вариант бюджета-2006 депутаты, предсказать сложно. С одной стороны, по заведенной в последние годы традиции правительство во время подготовки бюджета советуется с ними и пытается учесть большинство логичных требований, чтобы он максимально просто и быстро преодолел все три чтения в Госдуме. С другой стороны, впереди любимое занятие депутатов - откусывание "бюджетного пирога".

Андрей Давлицаров

Область свела расходы с доходами Регион ужесточает финансовую дисциплину  »
Юридические статьи »
Читайте также