Руками не трогать Стабфонд ожидает 1 трлн руб.

Брать деньги из стабилизационного фонда нельзя как минимум до 2007 г. , а впоследствии категорически запрещается тратить их на снижение налогов. Эти табу содержатся в концепции механизма фонда, которую Минфин внес вчера в правительство. В Белом доме считают, что документ еще претерпит изменения.

В соответствии с поручением правительства стабилизационный фонд должен быть создан с 1 января 2004 г. Дискуссии об источниках формирования фонда, по сути, не было. Пополнять его должны экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Базовая цена расчетов - $18,5 за баррель - соответствует, про данным авторов концепции, средней многолетней. Вторым источником формирования СФ является часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) , взимаемая с цены выше $18,5 за баррель. Третья составляющая - дополнительные доходы от благоприятной конъюнктуры, когда цена выше $21,5 - 22 за баррель, заложенной в бюджеты 2004 - 2005 гг. Четвертый источник - остатки финрезерва, которые сложатся к 1 января 2004 г. Министр финансов Алексей Кудрин полагает, что весь финрезерв уйдет в этом году на внешний долг, а потому "нечего делить шкуру неубитого медведя" - т. е. расходовать фонд, как предлагает Минэкономразвития, на компенсацию снижения налогов.

Минфин предлагает использовать стабфонд исключительно в "тощие" годы, когда цена проваливается ниже $18,5 за баррель. Тогда кубышка раскрывается, чтобы заместить, во-первых, источники финансирования дефицита бюджета - продажу драгметаллов, доходы от приватизации. Во-вторых - на рефинансирование долга, чтобы меньше занимать на внешних рынках. В-третьих - на непроцентные расходы вроде военной и коммунальной реформ, которые дадут эффект в будущем и снизят бюджетные траты. Однако, прежде чем стабфонд откроет двери, Минфин считает нужным создать "подушку безопасности". Консервативный расчет строится на том, что цены упадут до $12 за баррель и продержатся на этом уровне три года. Это выбивает из бюджета 2,9% ВВП в сравнении с $18,5 за баррель. "Базовый объем стабфонда при таком подходе должен составить 8,7% ВВП", - говорится в концепции, т. е. 1,1 трлн руб. По оценке первого замминистра финансов Алексея Улюкаева, на это надо 4 - 5 лет, так как экспортные пошлины и НДПИ дают 200 - 250 млрд руб.

Мировую конъюнктуру действительно трудно прогнозировать, но сам Минфин приводит в концепции справку, что средний уровень цен за 1993 - 1995 гг. был $15,8 за баррель, а до $12 за баррель в обозреваемом периоде цена опускалась только в 1998 г. Подняв статистику, начальник отдела Минфина Александр Сакович говорит, что близко к этому цены падали лишь в 1986 г. - до $13,5 за баррель. Вероятность того, что Urals снова обвалится до $12 за баррель да еще продержится на этом уровне три года, аналитик Альфа-банка Сергей Глазер оценил в 1%. "Но как ни мала вероятность, событие не абсолютно невозможно, и Улюкаев, отвечающий за финансы страны, прав", - резюмирует Глазер.

Проект концепции внесен в правительство с разногласиями. Минэкономразвития согласно с Минфином в том, что средства стабфонда нужно пустить на структурные реформы, но, добавляет замминистра Аркадий Дворкович, в перечень разрешенных надо добавить и расходы при снижении налоговой нагрузки на экономику в 2004 - 2005 гг. Улюкаев считает это "методологически неверным": "Непроцентные расходы, скажем, на военную реформу я могу посчитать, а сокращение НДС - несчетная для меня позиция". Такое заключение удивило главу бюджетного комитета Думы Александра Жукова: "Как несчетное? Шаталов говорит, что при снижении ЕСН на 5% выпадают 160 млрд руб. При этом они не хотят учитывать эффект расширения базы". Жуков за то, чтобы стабфонд пополнялся экспортными пошлинами и НДПИ, но решительно против направления туда профицита. "Это изъятые из экономики с непонятными целями средства, - замечает он. - Накапливать в СФ 1 трлн руб. - не самоцель".

В том, что такую сумму вообще можно собрать, сомневается руководитель Центра развития Андрей Клепач. По его расчетам, экспортные пошлины с нынешних 1,8% ВВП сократятся до 1% ВВП к 2005 г. Сожмется и профицит: с 1,4% в прошлом году до 0,2 - 0,4% ВВП к 2006 г. "Даже при условии сокращения непроцентных расходов с 13% ВВП до 12% ВВП саккумулировать такие, как хотел бы Минфин, ресурсы в СФ спорно", - заметил он.

В Белом доме подчеркивают, что концепция Минфина - это еще не позиция правительства. Руководитель департамента правительственной информации Алексей Горшков напоминает о поручении премьера Михаила Касьянова - представить расчеты использования стабфонда как "подушки безопасности", включая возможность снижения налогового бремени. "Эту задачу никто не отменял", - отметил он.

Александр Беккер

Кудрин против Касьянова Минфин не хочет тратить стабилизационный фонд на снижение налогов  »
Юридические статьи »
Читайте также