В центре внимания - реформа

1 июля 2004 года исполняется год с начала реформы в сфере отечественного технического регулирования.

В ФГУ "ТЕСТ - С.-Петербург" прошел семинар "Актуальные проблемы технического регулирования". Он проводился в рамках международной конференции "Контроль на потребительском рынке и защита прав потребителей в государствах - членах СНГ". Организаторами семинара стали Союз участников потребительского рынка (СУПР), фонд "Центр независимой потребительской экспертизы" (ЦНПЭ), ФГУ "ТЕСТ - С.-Петербург".

В работе семинара приняли участие заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт России) Е.Р. Петросян, замдиректора ВНИИ машиностроения (Москва) Г.И. Грозовский, генеральный директор ФГУ "ТЕСТ - С.-Петербург" В.В. Окрепилов, заместитель председателя Комитета Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, председатель совета директоров Союза участников потребительского рынка П.Б. Шелищ, исполнительный директор Союза участников потребительского рынка О.П. Баранникова.

В начале семинара была организована междугородная громкая связь с директором департамента технического регулирования и метрологии Министерства промышленности и энергетики России М.К. Глазатовой, которая рассказала о ближайших планах ведомства и ответила на вопросы собравшихся на семинаре многочисленных представителей предприятий региона и Северо-Запада.

Работать по-новому

Реформе в сфере технического регулирования скоро исполняется год - ФЗ "О техническом регулировании", определивший основные цели и направления реформирования, вступил в силу 1 июля 2003 года. Всего же на эту работу отводится 7 лет - а это совсем немного, если учитывать ее объем и значимость для экономики и общества. Так что выступления участников семинара были посвящены не только подведению итогов за первый год работы в новых условиях, но и определению важнейших направлений дальнейшей деятельности.

Среди основных целей реформы - снижение административного давления на производителя, что вовсе не снимает с него ответственность за выпуск безопасной и качественной продукции. Одна из мер в этом направлении - значительное уменьшение доли продукции, подлежащей обязательной сертификации: с 80 процентов до 25 процентов (в Европе эта доля составляет 20 процентов). Это дает возможность широко применять более либеральные формы подтверждения соответствия, такие как декларирование и добровольная сертификация. Задача состоит в том, чтобы коренным образом изменить подход к проблеме качества на производстве: не потому качественно, что контролируют сверху, а потому, что иначе продукция не будет конкурентоспособной, т. е. не будет продаваться. По мнению В.В. Окрепилова, особое значение сегодня приобретает работа с предприятиями и организациями по внедрению современных систем менеджмента качества, причем не только на соответствие международным стандартам ИСО серий 9000 и 14000, но и системы ХАССП, а также отраслевых систем менеджмента качества. И такая работа, в частности, специалистами "ТЕСТ-С.-Петербург" ведется постоянно, во всяком случае, количество предприятий, выбравших и прошедших эту добровольную процедуру, постоянно растет.

По словам П.Б. Шелища, отечественная система регулирования всегда основывалась на том, чтобы не допустить на рынок то, чего там быть не должно. В Европе принцип другой - устранить преграды для прохождения на рынок продукции, соответствующей законодательно установленным требованиям. Разница, как видим, принципиальная. Нововведение, связанное с реформой, - перенос основного контроля над соблюдением требований нормативных документов с производства в сферу обращения продукции - существенно облегчает процедуру выхода на рынок.

Но защита потребителя от опасной продукции остается по-прежнему приоритетной задачей и является одной из главных целей реформирования. Здесь важное - разделение ответственности государства и производителя. Предстоит создать (и эта работа уже идет) двухуровневую систему нормативных документов: технические регламенты и добровольные стандарты. Обязательные требования к продукции - обеспечение безопасности и здоровья человека, охрана окружающей среды, предоставление достоверной информации о товаре или услуге, иначе говоря, защита потребителя от обмана (ответственность за которые несет государство) - будут содержаться в технических регламентах. Требования национальных стандартов, выполняемые на добровольной основе, направлены на улучшение потребительских свойств продукции, ее качества, конкурентоспособности - и за это отвечает производитель. Стандарты являются доказательной базой технических регламентов - то есть если производитель заявляет соответствие товара требованиям ГОСТа, то его продукция считается безопасной. Но, как подчеркнул в своем выступлении Е.Р. Петросян, исполнение норм стандарта при производстве продукции вовсе не освобождает производителя от ответственности в случае, если этой продукцией будет нанесен ущерб потребителю.

Процедура подтверждения соответствия - декларирование или сертификация - напрямую зависит от оценки степени рисков. Здесь зависимость однозначная - чем больше возможный риск, так сказать, потенциальная опасность, которую таит в себе продукция, тем более строгую процедуру подтверждения соответствия она проходит перед выходом на рынок, и наоборот.

Согласно новому закону, технические регламенты должны базироваться на международных нормах и правилах, отраженных в международных стандартах. Процесс гармонизации российской нормативной базы и европейского законодательства является необходимым условием вступления нашей страны в ВТО. Согласно международным нормам, технические регламенты должны содержать минимально необходимые требования к безопасности продукции, чтобы не стать очередным непреодолимым барьером при производстве, транспортировке, реализации, эксплуатации, хранении и утилизации товара.

Для того чтобы реформа по техническому регулированию развивалась и дальше, необходимо продолжать серьезную работу над законодательной и нормативной базой. Первый год реформирования выявил немало "узких" мест именно в этих направлениях. Как сообщила собравшимся на семинаре М.К. Глазатова, в ближайшее время заканчивается работа над поправками к закону "О техническом регулировании", а к концу года будут готовы проекты новых законов "Об обеспечении единства измерений" и "Об аккредитации в области оценки соответствия". Они должны быть внесены на рассмотрение правительства в декабре 2004 года. Поскольку реформа технического регулирования в той или иной степени затрагивает интересы всех сфер экономики, по инициативе Минпромэнерго в правительстве РФ создается межведомственная комиссия по техническому регулированию, при которой будет работать общественный совет по техническому регулированию.

Тем временем в Государственной думе

В соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются только федеральными законами, указами президента и в исключительных случаях - постановлениями правительства.

Таким образом, каждому такому документу, прежде чем на нем появится подпись президента, предстоит непростая, продолжительная, но обязательная процедура принятия: три чтения в Государственной думе и одобрение в Совете Федерации.

Как пояснила М.К. Глазатова, правительством создана трехгодичная программа по разработке технических регламентов - общих и специальных. К первоочередным отнесено примерно около 200 регламентов, в том числе устанавливающие требования при производстве детских товаров и изделий для инвалидов,

т. е. для социально значимой продукции. Общее же число технических регламентов по окончании реформы может составить, по разным оценкам, 500-600 документов. В настоящее время в работе находятся более 40 технических регламентов, часть из них прошла общественные слушания в Государственной думе. Такие слушания по инициативе Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству проходят регулярно - каждую неделю. Как отметил П.Б. Шелищ, один из инициаторов этой процедуры, картина "очень пестрая": проекты одних регламентов слишком обширны, другие, наоборот, слишком лаконичны. По закону в разработке технических регламентов могут принимать участие все заинтересованные стороны: предприятия, бизнес-сообщества, общественные организации, юридические и физические лица. К сожалению, пока не выработана единая процедура создания этого важнейшего документа, и разработчики первых регламентов в основном руководствуются общими положениями закона "О техническом регулировании", но, так сказать, расс матривая их "со своей колокольни". По мнению В.В. Окрепилова, очень важно именно сейчас, в самом начале процесса реформирования, привлечь к этой работе как можно больше самых разных специалистов: независимых экспертов, ученых, экономистов, и в особенности представителей предприятий. Ведь именно им предстоит уже в самое ближайшее время работать по новым, международного образца правилам и нормам.

Анна Юрьева

Членство России в ВТО ударит по потребителям  »
Юридические статьи »
Читайте также