Закон для интернета

В ближайшее время правительство РФ передаст на рассмотрение в Думу законопроект, содержащий поправки к закону «О защите прав потребителей». В документ впервые будут внесены положения, призванные обеспечить права клиентов при продаже товаров дистанционным способом. Сегодня в России торговля «на расстоянии» производится через интернет, телевидение и по каталогам.

Особенностью этого вида торговли является то, что взять руками товар и оценить его невозможно. Потребитель вынужден доверять рекламе либо посреднику, если речь идет о телевизионной торговле. Руководствуясь недостоверной или заведомо лживой рекламой, покупатель часто бывает разочарован, получив желанный предмет. Агрессивный маркетинг — обещание призов и подарков — провоцирует приобретать ненужный предмет.

Поправка, вводящая понятие «период охлаждения», может повысить доверие к дистанционной торговле и интернет-магазинам. Согласно ей потребитель вправе вернуть разонравившийся товар максимум через десять дней. Причем вещь может быть абсолютно нормальной. Продавец обязан возвратить ее полную стоимость за исключением расходов на доставку. Но это положение работает только в том случае, если человек найдет фирму, поставившую товар. В законопроекте речь идет о том, чтобы компании сообщали адреса, по которым потребители могут обращаться при необходимости.

Если предлагаемые поправки примут, продавцы будут обязаны предоставлять о себе полные данные. Аудиовизуальные произведения, оружие, табачные изделия, алкогольные напитки и лекарственные препараты скорее всего внесут в перечень товаров, запрещенных для дистанционной торговли. Полный список предметов, на которые «законодательством установлены ограничения при продаже потребителю», должно разработать Министерство экономического развития и торговли России. Оно же определит перечень товаров длительного использования, ввозимых из-за рубежа. Адрес импортеров станет обязательным реквизитом прилагаемой к товару документации, чтобы покупатель смог предъявить претензии. Здесь речь идет о товарах определенного перечня. Если закон будет утвержден, потребитель технически сложных или дорогостоящих товаров — автомашины, техника бытовая и компьютерная, сможет при обнаружении в них существенных недостатков расторгнуть договор купли-продажи.

В России дистанционная форма торговли не столь распространена, как в США или Европе, но она активно развивается. По некоторым оценкам, сейчас в стране подобным образом реализуется товаров на сумму от $660 до 875 млн, что составляет 0,5—0,7% от объемов розничных продаж в России. Если розничные продажи увеличиваются в среднем на 9% в год, то дистанционные (в зависимости от формы) — на 50—250%. Стало быть, скоро то, о чем сейчас знают тысячи людей, узнают миллионы.

Закон «О защите прав потребителей» всегда давал покупателю права, но никогда не освобождал от разумного подхода к покупкам. Стоит ли связываться с телевизионным магазином, навязывающим товар, или с конторой, торгующей в интернете, которая для контактов указывает лишь свой электронный адрес и номер телефона, — решать потребителю.

Депутаты петербургского парламента устанавливают административную ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время  »
Юридические статьи »
Читайте также