Заглавие: Звонок с трассы

Именно так можно озаглавить этот материал, суть которого сводится к расследованию сотрудниками управления по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти одного довольно типичного дела, связанного с задержанием на территории России контрабандного груза.

Действуя по сценарию

20 декабря прошлого года оперативники одного из отделов управления получили информацию о том, что через границу РФ проследовал автопоезд с грузом электроники. Как выяснилось еще на границе, в сопроводительных документах на груз было указано, что в нашу страну направляется всего лишь партия канцелярских товаров.

В тот же день сотрудники первого отдела 10-й оперативно-разыскной части организовали проверку информации. В таких случаях оперативники поступают по давно отработанному сценарию. Чтобы не привлекать к себе внимания и не провоцировать водителя, перевозящего контрабанду, решили не останавливать машину на трассе, а попросили коллег остановить автопоезд на очередном контрольном пункте милиции. В результате пока еще ничего не подозревающий дальнобойщик спокойно остановился для проверки документов на КПМ Ленсоветовский. У водителя проверили все документы (CMR, документы на автотранспортное средство) и уже по ним уточнили данные о времени и месте прохождения границы РФ, о фирме-перевозчике, фирме-получателе и месте доставки груза. А из базы данных Выборгской таможни было подтверждено, что там задекларированы именно канцтовары. Коллеги оперативников свое дело сделали, и осталось лишь дождаться удобного момента. Ведь необходимо было не только уточнить вид груза, но и выявить тех, кто сопровождал автопоезд. Обычно трейлеры, перевозящие контрабандные грузы, сопровождаются двумя-тремя машинами негласной охраны. Кроме того, с грузом после пересечения границы могло произойти все, что угодно. Вплоть до типичной ситуации, когда по сговору преступников - грузоотправителя и грузополучателя - машина по пути следования на таможенный терминал угоняется, груз якобы достается обычным бандитам и так далее. На этот раз у машины не было сопровождения, не было и попыток напасть на трейлер. В итоге после проверки грузовику дали возможность проследовать далее - в направлении Москвы. Остановить ее решились лишь только на КПМ в поселке Бабино Ленинградской области. Досматривая бумаги, сотрудники дорожной милиции с искренним удивлением обнаружили, что у водителя отсутствуют документы на право управления машиной, доверенность и трудовой договор. Да и подлинность товаропроизводительных документов вызвала откровенное сомнение.

Водитель, 40-летний петербуржец С., сообщил лишь размытые сведения. По его словам, на работу его нанял по устному договору неизвестный мужчина по имени Игорь Юрьевич. Причем, кроме телефонов, больше ничего о нем не знает. Работодатель предложил сделать несколько пробных рейсов и по их результатам заключить трудовой договор. Поэтому С. во время рейса и не был оформлен в фирме-перевозчике и знает о ней только из товаросопроводительных документов. По словам водителя, этот рейс был у него уже вторым, о том, что за груз везет на этот раз, он не знал, но в прошлый рейс он перевозил партию электроники.

Единственная зацепка

Проверка данных фирмы перевозчика ничего не дала. По указанному в документах адресу такая контора официально не значилась, ее просто не существовало, а код района в ИНН не соответствовал указанному городу. Оставалась единственная зацепка: в бумагах фигурировала фирма - получатель груза, некая организация с конкретным московским адресом. По этим же документам автомашина с грузом следовала на таможенный пост Подольский, на склад временного хранения, находящийся в одной из деревень Московской области. При этом в CMR указывалось, что автомашина перешла границу РФ на международном автомобильно-пропускном пункте Торфяновка Выборгской таможни 20 декабря. А перед этим была загружена в городе Куовола в Финляндии.

О факте нарушения административного законодательства сотрудники дорожной милиции составили рапорт. Затем о факте задержания машины был уведомлен представитель руководства УВД Тосненского района, и вскоре после этого на КПМ для осмотра места происшествия был направлен дознаватель. Рапорт сотрудников ГИБДД был зарегистрирован в отделе милиции поселка Любань и передан для дальнейшего рассмотрения сотрудникам 1-го отдела 10-й оперативно-разыскной части вместе с автомашиной. И трейлер, и груз были помещены на склад временного хранения таможенного поста Южный Санкт-Петербургской таможни.

Затем оперативниками был направлен запрос в УБЭП Москвы для установления фирмы - получателя груза и уточнения сведений о ее финансово-хозяйственной деятельности. Вскрыв сейф-пакет на месте задержания контрабанды, оперативники еще раз удостоверились, что в документах значатся именно канцтовары. Открыв же полуприцеп и прицеп, сотрудники петербургского УБЭПа выяснили, что на самом деле в машине перевозилась электроника. После этого груз был выгружен и помещен вместе с изъятой машиной на склад временного хранения.

Овчинка выделки...

Читатель может резонно задать вопрос: а для чего нужно столько волокиты с задержанием обыкновенной контрабанды? Вопрос в принципе вполне естественный, но описанный выше случай - лишь один из немногих примеров, когда сотрудникам управления удалось провести операцию без задержек и проволочек, связанных с некоторыми нюансами. А подобные нюансы довольно сильно осложняют работу сотрудников милиции.

Во-первых, не каждый подобный случай обходится без погони за нежелающим останавливаться трейлером. Даже если автопоезд преследует оперативная машина с опознавательными знаками, водитель может с умыслом или без проигнорировать требование остановиться и помчаться дальше. Его доводы порой резонны: место глухое, вокруг только лес, вдруг пытается остановить не милиция, а бандиты? Но даже если машину специально останавливают на КПМ, то и тогда некоторые водители пытаются проехать мимо и скрыться от погони. К слову сказать, это им никогда еще не удавалось.

Во-вторых. Численность отдела, занимающегося подобными видами преступлений, невелика. И послать на задержание автопоезда роту оперативников просто невозможно. Поэтому на такие эпизоды выезжают, как правило, два, максимум три оперативника. Причем на свой страх и риск. Ведь чем может обернуться задержание реально - никто не знает. Груз могут сопровождать несколько иномарок, набитых вооруженными бандитами. В момент остановки автопоезда оперативниками головорезы могут просто пригрозить расправой. А такие случаи были. Именно после них оперативники предпочитают проводить задержания в людных местах, при свидетелях - на контрольных постах милиции. Но и тогда преступники пытаются всеми правдами и неправдами вернуть груз себе. Правда, в таких случаях в ход идут лишь словесные угрозы - стрелять в оперативников при вооруженных сотрудниках ГИБДД бандиты не решаются.

Звонок другу

Когда уже все меры давления исчерпываются, наступает самый интересный момент - бандиты звонят своему боссу. Их шеф поступает обычно так, как делают на его месте завзятые мафиози из американских боевиков мелкого пошиба. Он в свою очередь звонит высокопоставленному чиновнику и требует (ну может быть, просит) "оказать содействие" в некой пустяковой ситуации. Цена вопроса определяется сразу же. Скажем, если стоимость груза, перевозимого автопоездом, составляет больше ста тысяч долларов, то вызволившему его с помощью звонка чиновнику причитается десять процентов от суммы. Стоит отметить, что звонки сыплются на головы представителей правоохранительных органов с регулярной частотой. Причем ранг звонящих таков, что стражам порядка остается только раскрывать рот и... нет, не отпускать задержанный груз, а чуть ли не скрываться за спинами более высокопоставленных стражей порядка.

Тем не менее сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями не унывают и тем более не спешат складывать оружие. У них есть свои козыри. Во-первых, закон об оперативно-разыскной деятельности, Уголовный кодекс, собственное руководство. Во-вторых, все звонки некоторых чиновников с просьбой отпустить груз подобру-поздорову всегда фиксируются. И в конце концов к ним может пожаловать бригада с незапятнанными милицейскими погонами.

Михаил Буренин

Конфискатерть - самобранка  »
Юридические статьи »
Читайте также