Реформа связи в тупике

Вокруг нового закона "О связи" разгораются страсти. Думская рабочая группа отказывается работать над внесенным Министерством связи законопроектом до тех пор, пока Минсвязи не учтет замечания президента. Однако для министерства принять эти замечания означало бы добровольно урезать собственные полномочия.

Разработанный Министерством связи законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О связи" прошел первое чтение в Госдуме 29 ноября 2002 г. После этого к законопроекту было предложено около 1600 поправок. 1 января 2003 г. президент Путин направил в Госдуму свое заключение на этот законопроект, в котором указал на его внутренние противоречия и предложил исправить некоторые его положения, расширяющие полномочия Министерства связи.

Помимо расширения полномочий Минсвязи в президентском заключении подвергнута критике плата, взимаемая Минсвязи за использование радиочастотного спектра и выделение номерной емкости, а также так называемый механизм универсального обслуживания. Речь идет о формировании перечня услуг связи, которые должны будут субсидироваться из специального фонда универсального обслуживания. Все операторы связи должны будут делать специальные отчисления в этот фонд.

Процедурная сложность, с которой столкнулись думцы и представители Минсвязи, состоит в том, что замечания президента не оформлены в виде конкретных поправок к отдельным статьям законопроекта. А поскольку к моменту, когда появилось президентское заключение, срок внесения поправок истек, не совсем понятно, как технически реализовать все пожелания президента. При этом депутаты понимают, что, если основные замечания Путина не будут учтены, президент скорее всего наложит вето на этот законопроект и весь законодательный процесс придется начинать сначала.

На состоявшемся в минувшую субботу заседании рабочей группы по закону "О связи" депутаты решили отложить рассмотрение конкретных поправок к министерскому законопроекту до тех пор, пока Минсвязи не предложит собственную концепцию реализации заключения президента. "Необходимо учесть реакцию такого игрока на политическом поле, как президент, - считает депутат Михаил Емельянов. - Если не учитывать его заключение, на закон в итоге будет наложено вето".

В то же время Минсвязи не спешит создавать такой документ. По словам первого замминистра связи Бориса Антонюка, все президентские замечания уже учтены в предложенных полутора тысячах поправок. "Замечания президента не являются новой концепцией закона, поэтому они будут учтены при принятии большинства поправок, находящихся в русле этих замечаний. Никакой необходимости во внесении дополнительных поправок я не вижу", - говорит Антонюк. А пока депутаты Петр Щелищ и Михаил Емельянов разработали собственную концепцию, указывающую, что и в каких главах предстоит заменить.

По мнению основателя компании "ВымпелКом", члена бюро РСПП Дмитрия Зимина, камнем преткновения станет именно ограничение полномочий Минсвязи. "Мы ставим в неудобное положение само министерство. Получается конфликт интересов - мы хотим, чтобы министерство урезало собственные полномочия", - говорит Зимин.

По его мнению, разумнее было бы включить в рабочую группу в качестве представителей правительства руководителей Минэкономразвития или какого-нибудь другого незаинтересованного министерства. "Тем более что сейчас вообще ставится вопрос о целесообразности существования отраслевых министерств", - добавляет Зимин.

"Владимир Путин внес достаточно серьезные концептуальные поправки, поэтому закон в его нынешнем виде будет отклонен президентом и вернется в Думу", - говорит вице-президент департамента исследований АКБ "Доверительный и инвестиционный банк" Вячеслав Николаев. По мнению Николаева, законопроект нуждается в серьезной переработке. "В итоге большая часть замечаний президента будет учтена, а полномочия Минсвязи будут ограничены, - говорит Николаев. - При этом закон может быть принят во второй половине 2003 г. ".

Александр Борейко

"Русский шансон" борется со своим клоном  »
Юридические статьи »
Читайте также