Интернет в сетях монополистов

В Госдуме готовятся вторые слушания по новой редакции Закона "О связи". А в Совете Федерации Федерального Собрания РФ уже состоялись парламентские слушания "О законодательном обеспечении коммуникаций, электронной коммерции, интеллектуальной собственности, информационного регулирования". Мнения на счет этого проекта разделились.

Спорный вопрос: правовые механизмы нового закона, по мнению экспертов, могут привести информационную отрасль к уровню доисторического периода. Прежде всего это касается перспектив развития российского сегмента сети Интернет. Корреспонденту "РГ" прокомментировал ситуацию эксперт рабочей группы Совета Федерации РФ по проекту закона "О связи", доктор юридических наук Александр Волеводз.

Закон предусматривает, что операторы связи, занимающие существенное положение на сети связи общего пользования, оказывают другим операторам только услуги присоединения и услуги пропуска трафика (ст. 17-19 проекта). По мнению нашего собеседника, если эти нормы будут приняты, российские компании связи законом ставятся в неравноправное положение.

Рассматриваемый Госдумой проект закона, считает наш собеседник, в нынешнем его виде предопределяет закрепление на рынке фактически монопольное положение ряда крупных операторов, без возможности развития и появления новых. Крупные операторы получат возможность диктовать цены на предоставление услуг. И предвестников этого мы наблюдаем уже сегодня. Речь идет о пересмотре с 1 декабря этого года тремя крупнейшими российскими компаниями взаимоотношений с более мелкими операторами связи. Последним предлагается платить за трафик Интернет. Ранее обмен трафиком осуществлялся бесплатно. С точки зрения крупнейших операторов связи и требований рынка уход от бартерной схемы (трафик за трафик) между операторами, безусловно, положительное явление.

Но для реализации описанной схемы платежей крупные операторы, с сетей которых исходит основной объем трафика, сегодня заключают со своими "меньшими" братьями - собственниками (владельцами) и поставщиками информации, преобразуемой в трафик, - договоры оказания услуг связи. При такой правовой конструкции получается, что, не вкладывая ни копейки в генерирование трафика, они его, во-первых, продают оптом, во-вторых - в розницу, в третьих, получают прибыль еще и за счет его фактически бесплатного получения. По сути, для конечного пользователя благодаря подобным мерам стоимость трафика возрастет минимум в три раза.

По мнению идеологов электросвязи, оператор работает только с трафиком (электросигналом) и поэтому вправе заключать договоры об оказании услуг другим операторам. С правовой точки зрения все обстоит иначе. Как только оператор связи вступает в отношения с собственником информации, он сам становится пользователем. И за эту услугу оператор тоже должен платить, поскольку с точки зрения гражданского права информация - это объект гражданских прав.

Где бы были, к примеру, нефтедобывающие компании, если бы прокачка добытой нефти по трубопроводам стоила в 10 - 60 раз дороже самой нефти и если бы владельцы трубопроводов заявили, что затраты нефтедобычи - это ничто по сравнению с перекачкой.

В общем, предлагаемые нововведения без одновременного разрешения отмеченного парадокса в перспективе повлекут за собой существенное уменьшение доли РФ в глобальном информационном пространстве. Может сложиться так, что нашим операторам останется лишь покупать зарубежные Internet ресурсы и торговать ими в России, поскольку российский сегмент естественным путем сократится. Нужно остановиться и подумать, смогут ли они это делать на равных с иностранными компаниями в условиях, когда у них не окажется своего товара. Вряд ли.

Константин Липихин

800 поправок к закону "О связи".  »
Юридические статьи »
Читайте также