Банки напишут истории про клиентов

Ассоциация российских банков создала в Москве аналитический центр, способный в будущем исполнять функции бюро кредитных историй. Однако реальной деятельности центр пока не осуществляет.

Между тем в Петербурге уже существует бюро кредитных историй при Ассоциации банков Северо-Запада (АБСЗ). Бюро было создано в конце 2002 года и содержит около 2000 кредитных историй заемщиков. В основном это физические лица.

Москва готовится к сбору данных

По словам исполнительного вице-президента Ассоциации российских банков (АРБ) Юрия Кормоша, аналитический центр при ассоциации был создан примерно 2 месяца назад. В настоящее время идет работа по наполнению базы данных информацией о кредитных историях. В аналитическом центре будет собрана информация о займах физических лиц.

Аналитический центр не торопится превращаться в полноценное кредитное бюро, поскольку до вступления в силу Федерального закона "О бюро кредитных историй" деятельность подобных организаций сильно ограничена.

Пока этот закон находится в стадии подготовки. Разработано уже два проекта закона: один -- Министерством экономического развития, другой -- депутатами Госдумы РФ.

По мнению Юрия Кормоша, принятие закона значительно облегчит процедуру наполнения базы данными и их использование.

Пробный шар

В Петербурге кредитное бюро было создано в результате соглашения АБСЗ с ОАО "Энергомашбанк". Бюро собирает информацию по физическим лицам -- заемщикам этого банка. По словам руководителя проекта информационного центра АБСЗ Сергея Животова, основными задачами, стоящими перед создателями бюро, являются формирование структуры, способной адаптироваться и функционировать после принятия закона "О бюро кредитных историй", разработка технологии сбора и предоставления информации пользователям. Ассоциация банков Северо-Запада принимала во внимание не только зарубежный опыт работы подобных организаций, но и пример кредитных бюро, функционировавших в дореволюционной России. Существующее сегодня бюро кредитных историй является своего рода экспериментом, в настоящее время руководство АБСЗ ведет переговоры еще с несколькими банками региона по вопросу сотрудничества в этой сфере.

В ожидании закона

Существующее сегодня законодательство серьезно осложняет деятельность кредитных бюро. Закон "О бюро кредитных историй", по словам Сергея Животова, должен предусматривать права и ответственность кредитных бюро за предоставление информации, а также определить состав кредитной истории. В соответствии с одним из существующих сегодня проектов закона кредитная история будет состоять из двух частей -- открытой (титульной) и закрытой (конфиденциальной). При этом вся информация, касающаяся фактических сумм займа, сроков исполнения обязательств, источников формирования кредитной истории, должна содержаться в закрытой части и раскрываться пользователю кредитного отчета только в случае наличия согласия заемщика.

Бюро кредитных историй

По замыслу создателей кредитных бюро, информация о каждом выданном кредите и о его погашении должна поступать в особую базу данных. При повторном обращении за кредитом того же лица банк сможет воспользоваться информацией из этой базы для проверки надежности клиента, что сделает процедуру выдачи кредита значительно более простой, сократит время, необходимое для принятия банком решения. Для благонадежных заемщиков кредитные бюро также крайне выгодны и удобны: кроме облегчения формальностей и большего доверия со стороны банка положительная кредитная история может повлиять на снижение премии за риск -- одной из составляющих процентной ставки.

Мнение

Юрий Терехов, начальник управления по работе с клиентами ОАО "Петроэнергобанк":

"Функционирование бюро кредитных историй актуально в основном для средних и мелких банков. Основными клиентами этих банков являются некрупные, эффективно работающие компании, не имеющие достаточного обеспечения по кредитам. При оценке кредитоспособности таких предприятий кредитная история будет играть существенную роль.

В ближайшее время функционирование бюро кредитных историй никак не повлияет ни на величину процентных ставок по кредитам, ни на издержки банков при кредитовании (по крайней мере в некрупных банках).

Теоретически наличие положительной информации о клиенте снижает кредитные риски и, соответственно, снижает величину одной из составляющих процентной ставки -- премии за риск.

Однако в связи с тем, что удельный вес этой составляющей в формировании процентной ставки достаточно мал, не имеет смысла говорить о заметном снижении процентных ставок".

Татьяна Хрылова

Финансовые власти заставляют банки светлеть  »
Юридические статьи »
Читайте также