Акустики поставили Петербургу диагноз Шумовая передозировка

Вчера в гостинице "Прибалтийская" открылся Международный конгресс по звуку и вибрации. Более 500 специалистов из 40 стран мира обсудят влияние шума на здоровье человека и новые технологии для борьбы с акустическим загрязнением окружающей среды. Как выяснилось, "европейские стандарты жизни", провозглашенные главной целью политики губернатора Валентины Матвиенко, для Петербурга практически недостижимы. При этом уши горожан реально не защищает ни один федеральный или местный закон.

По данным западных исследователей, проблема шума в мегаполисах сравнима с проблемой промышленных выбросов и загазованности воздуха. Считается, что 65 дБ (cредний уровень шума от дорожного полотна в Петербурге при норме в 45 дБ) способны на 20% увеличить вероятность возникновения инфарктов, а в целом шум становится причиной 30% различных заболеваний. При этом, по словам председателя конгресса профессора Николая Иванова (завкафедрой "Экология и безопасность жизнедеятельности" БГТУ "Военмех"), ни в России, ни в Петербурге до сих пор не приняты законы "О шуме", подобные действующим в цивилизованных странах еще с 70-х годов прошлого века. На Западе любой гражданин может выиграть иск на сотни тысяч долларов за нарушение шумовых стандартов в случае строительства, затеянного под его окнами. В Петербурге единственный местный закон "О тишине" предусматривает лишь небольшие административные штрафы с нарушителей спокойствия.

Сейчас в городском ЗакСе ожидают третьего чтения два альтернативных законопроекта: "О вредном воздействии шума и вибрации" (разработанный главой комиссии по здравоохранению и экологии Александром Редько при участии ведущих акустиков в 1999 году) и "О плате за воздействие шума" (недавно предложенный Игорем Риммером). Господин Редько в комментарии Ъ назвал ситуацию с шумом в городе "отвратительной", а на вопрос, удастся ли губернатору за 4 года достичь в этой сфере европейских стандартов, ответил кратко: "Нет". С такой оценкой согласны и организаторы конгресса. По их данным, в Петербурге и Москве шумовая передозировка в 5-6 раз превышает допустимую. Наиболее неблагополучными в городе считаются Пискаревский, Московский, Дунайский и Приморский проспекты.

Сегодня в мире существуют два основных способа шумопонижения уже существующих трасс: строительство защитных экранов вдоль полотна или установка стеклопакетов в окнах окрестных домов. Однако в отличие от Москвы, где эта работа уже проведена вдоль МКАД и 3-го транспортного кольца (в том числе, остекление старых домов), в Петербурге она только начинается: шумозащитные панели установлены в Автово и на небольшом участке КАД, где в 2004/2005 году планируется установить еще 16 тыс. кв. м экранов (стоимостью около $140-180 за квадратный метр).

Анна Пушкарская

Чистый воздух получил нормы  »
Юридические статьи »
Читайте также