А что на выходе? Будущее территорий около станций метро

10 апреля обещает стать очередной памятной датой. По крайней мере, для жителей Приморского района. Именно к этому сроку обещают закончить благоустройство территории вокруг станции метро "Комендантский проспект". И можно будет нормально жить.

Саму станцию должны открыть 2 апреля. Пока же, надо признать, территория вокруг "Комендантского" находится в ужасающем состоянии - ямы, строительный мусор, грязь и куски труб. К 10 апреля обещают полностью замостить территорию плиткой и закончить работы по благоустройству пешеходных зон. Все бы хорошо, однако и без того сложную ситуацию усугубляет тот факт, что фирма, подрядившаяся облагородить территорию у метро, не может приступить к работе раньше, чем ЗАО "Адамант" закончит перекладывать здесь инженерные сети. Успеть все в срок не представляется возможным, однако директива уже поступила - "благоустройство должно быть выполнено, несмотря ни на что". Сказано - сделано. А это значит, что территорию придется выложить плиткой лишь для того, чтобы в срок открыть станцию метро. И как только торжественная часть подойдет к концу, плитку придется вскрыть и продолжить работу по укладке сетей.

Уже сегодня возмущенные жители близлежащих районов протестуют против подобного решения. Возникает вопрос: кто будет укладывать плитку обратно? Вряд ли в смете "Адаманта" значатся подобные расходы. Не меньшие дискуссии вызывает и формулировка "несмотря ни на что". Как известно, станция строится аж с 1986 года (постоянно не хватало денег). К чему тогда сейчас такая спешка? Задав вопрос пятерым жителям района, мы выяснили, что и сами жители, в общем-то, никуда не торопятся: согласны подождать еще месяц. А это, как известно, сэкономит деньги на нелепой процедуре укладки и вскрытия плитки.

Этика и эстетика

После ряда законодательных актов схема облагораживания территорий у метро стала, кажется, еще более путанной. "Комендантский проспект" - всего лишь частный случай. Как известно, на сегодняшний день в городе закрыто 1500 торговых павильонов у станций метро. И это не предел.

Борьба с киосками началась в октябре прошлого года. В одночасье выяснилось, что ларьки и павильоны являются источниками террористической опасности. Чуть позже стало ясно, что они же "...ухудшают эстетический вид города". (То, что в результате подобных нововведений без работы могут остаться несколько десятков тысяч человек, - факт очевидный.) Впрочем, свято место пусто не бывает. Что же появится на месте ликвидированных ларьков? Ничего, заявляют во властных структурах. Простор и свобода - вот что, оказывается, нужно каждому жителю Петербурга.

Однако это не совсем так. Сегодня почти у каждой станции метро разворачивается бурное строительство огромных торговых комплексов - они почему-то не являются источниками террористической опасности. Недаром представители Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса считают, что одна из причин атаки на павильоны - развитие в городе крупных торговых сетей.

Появление новых станций метро и возможность строительства торговых комплексов рядом с существующими станциями в ближайшие годы будут стимулировать рост рынка розничной торговли. Еще на этапе проектирования земля рядом с будущими станциями активно скупается под создание торговых зон.

Удачный выход нашли инвесторы, согласившиеся на реконструкцию отдельных вестибюлей станций метро. Взамен руководство ГУП "Петербургский метрополитен" и городские власти разрешают возводить на этом прилегающем участке крупные многофункциональные торговые комплексы, совмещенные с самим вестибюлем. Естественно, подобные условия не по карману представителям малого бизнеса. Они в свою очередь ополчились на распоряжение губернатора, которое предписывает ликвидировать торговлю в радиусе 50 метров от станций метро.

"Нас больше -мы победим"

Цветочные и хлебные киоски у метро, лотки с мороженым и шавермой - еще чуть-чуть и от этого "великолепия" не останется следа. Хотя уже сегодня многие представители малого и среднего бизнеса, буквально вросшие в лакомую территорию, с уверенностью заявляют, что никакое закрытие не решит вопроса безопасности. И действительно, торговые павильоны изначально рассчитаны на то, чтобы находиться в местах массового скопления людей, - иначе в них просто нет смысла. Тем не менее, несмотря на принятые жесткие санкции, многие из них действуют и по сей день.

Благополучно работает ларек-шаверма, расположенная у станции "Приморская". Владелец ларька искренне удивляется - о постановлении ничего не слышал. "Лукавит, - ухмыляется владелец соседнего киоска, - все решают взятки". Но сколько и кому нужно заплатить, не говорит: не знает. Однако и его павильон продолжает свою работу, правда, находится он чуть дальше от метро.

Является ли это правонарушением и предусмотрены ли в таком случае штрафы - ответить никто не берется. В Комитете по землеустройству поясняют, что законопроект до сих пор находится в разработке. Концов постановления найти так и не удалось. Как выяснилось, ни один из комитетов прокомментировать постановление не в силах. "Не в нашей компетенции", - ответили "СПб Курьеру". Но если законопроект в разработке, стало быть, кто-то им занимается, и значит, недолог тот час, когда киоски ликвидируют.

"Ну куда я подамся со своей шавермой? Нас больше - мы их победим", - уверенно заявляет один из владельцев...

P. S. Чтобы реализовать концепцию развития метрополитена до 2015 года, требуется 85,5 миллиарда рублей. Сегодня федеральный бюджет покрывает 20%, затрачиваемых на развитие метро, остальные 80% поступают из городского бюджета. По плану предусмотрено построить 21 новую станцию, проложить 41,5 километра линий.

Всего в Петербурге 58 станций метро; станции "Рыбацкое", "Купчино" и "Девяткино" являются наземными; станции "Автово", "Ленинский проспект" и "Проспект Ветеранов" расположены на глубине от 8 до 12 метров, поэтому там нет движущихся эскалаторов; самая длинная линия петербургского метро - вторая (протяженность - 27,9 км); самая короткая - четвертая (протяженность - 20,9 км).

Ольга Скабеева

Неудачная комбинация Степашин против новой системы табачных акцизов  »
Юридические статьи »
Читайте также