"Путь в никуда" Что ждет малый бизнес Петербурга?

Вместе с началом весны улицы Петербурга могут изменить свой внешний вид. Связано это не с природными явлениями, а с решением правительства города окончательно расправиться с мелкой торговлей - убрать с остановок пассажирского транспорта оставшиеся торговые павильоны.

О том, что их бизнес под угрозой, владельцы остановочных павильонов узнали в октябре. В конце ноября вышло постановление питерского правительства. В нем говорилось, что торговые точки должны быть заменены обычными остановками "в целях улучшения эстетики городской среды, развития действующей торговой сети и обеспечения жителей Санкт-Петербурга социально-ориентирующей информацией".

- Нам совершенно непонятно, почему руководство города решило от нас избавиться, - говорит председатель совета Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Елена Климова. - Мы разговаривали с чиновниками. Они ссылались и на терроризм, и на контрафактную продукцию, и на незаконное предпринимательство. Все эти доводы, по нашему мнению, просто несостоятельны. О каком терроризме может идти речь, если ночью в остановочном павильоне всегда сидит охранник, а у продавца есть мобильный телефон. Понятно, что взорвать можно что угодно, но это вопрос не к нам, а к правоохранительным органам. Что же касается незаконного предпринимательства, то мы занимаемся своим делом легально: платим городу арендную плату и имеем лицензии на торговлю.

Решение Смольного и в самом деле выглядит несколько странным. Спору нет, далеко не каждый ларек в нашем городе можно назвать "остановочным павильоном". Нередко это, скорее, неприглядная тесная будка, сплошь заставленная мелким товаром. Вместе с тем совершенно очевидно, что этот вопрос всегда можно решить, разработав (в том числе при участии предпринимателей) определенный городской стандарт и, не делая резких движений, со временем заменить старые остановочные павильоны на новые.

В постановлении правительства говорится: для установки павильонов планируется привлечь инвесторов, заинтересованных в размещении своей рекламы. Остановки прямо называются рекламоносителями. Но возникает резонный вопрос: а будет ли инвестор вкладывать деньги в столь сложную конструкцию, если ему достаточно обычного стенда?

- Мы, конечно, обращались в рекламные компании, - говорит Елена Климова. - Там нам сказали, что эта программа им невыгодна. Одна такая остановка стоит примерно 5000 долларов. Прибавьте сюда еще расходы на освещение и благоустройство. Сумма получается внушительная и, самое главное, неадекватная целям рекламы.

Социальная напряженность в городе уже налицо. По подсчетам Ассоциации, в мелкорозничной торговле сегодня занято порядка 30000 человек. Речь идет не столько о самих предпринимателях, сколько о людях, которым они дали работу: продавцы, экспедиторы, охранники, уборщики. Кроме того, нельзя не учитывать, что, оказавшись на улице, большинство из них должно будет получать пособие по безработице, а это, по самым скромным подсчетам, может обойтись городу в 240 млн рублей.

- Мы привыкли ко всему, - все с большей досадой продолжает Елена Климова. - Сами знаете, что у нас за чиновничество. Но должно же быть разумное зерно. Нельзя просто так взять и лишить людей работы, дела, вложенных денег. Если уж вы решили улучшить "эстетический вид города", то, будьте добры, предоставьте нам новые места для торговли. Это предусмотрено в постановлении.

В самом деле, в документе N 1885 говорится о неких компенсационных мерах для предпринимателей. Им должны быть предоставлены "альтернативные места для осуществления торговой деятельности". Проблема же заключается в том, что эти пункты постановления игнорируются чиновниками. На сегодняшний день все их действия направлены в первую очередь на исполнение главной задачи - ликвидировать остановочные павильоны. Кроме того, в постановлении не оговаривается, каким образом будет проходить распределение новых мест. "Альтернативой" может стать и пустырь, а это значит, что дело придется начинать в полном смысле с "чистого листа".

- Назвав нас "ларечниками", Смольный фактически объявил всех предпринимателей вне закона, - считает Елена Климова. - К нам начали применяться бюрократические репрессии - всевозможные проверки городских служб. А ведь губернатор Матвиенко говорила, что ликвидация остановочного павильона возможна только после появления инвестора и предоставления предпринимателю альтернативного торгового места. Сегодня мы видим, что чиновники услышали только первые ее слова. Остальные же оставили без внимания.

И. о. директора Ассоциации Сергей Веснов думает, что одной из причин нынешней кампании по ликвидации остановочных павильонов послужило появление в Санкт-Петербурге крупных торговых сетей, в том числе западных. Сложно сказать, так ли это. Маловероятно, что мелкорозничная торговля способна всерьез конкурировать с супермаркетами.

- Проблема в другом, - объясняет г-н Веснов. - В малом бизнесе заняты люди, принявшие в свое время новые правила игры и взявшие на себя ответственность за свою жизнь и жизнь своих детей. Здесь работают бывшие военные, научные работники, врачи, все те, кто раньше был на "иждивении" у государства. Они вложили в свое дело силы и деньги. Загоняя этих людей в угол и не давая им никаких гарантий по возврату материальных средств, власть тем самым совершенно четко дает понять: в нашей стране, как и 20 лет назад, личная инициатива наказуема.

- Правительство носит на руках директоров зарубежных сетевых магазинов, а своих бросает, - резюмирует Елена Климова. - Почему никто не думает, что мы живые люди, что у нас есть дети, престарелые родители. Если завтра нас ликвидируют, куда мы уйдем? Опять в никуда? Сколько ж можно уходить в никуда?!

Алексей Марачев

Закон о пенсиях принят и одобрен  »
Юридические статьи »
Читайте также