Год на раздумья

Президент Владимир Путин заявил, что правительству нужно не снижать налоги, а "посмотреть, как принятые решения будут отражаться на реальной экономике и доходах бюджета". Чиновники говорят, что в 2001 - 2002 гг. налоговые новации заметно подстегнули рост российской экономики. Независимые экономисты в этом сомневаются.

Вчера, обсуждая с вице-премьером Алексеем Кудриным экономическую ситуацию в стране, президент воспользовался случаем, чтобы конкретизировать свое заявление, сделанное на прошлой неделе. Тогда Путин сказал, что "мы подошли к черте, дальше которой снижать налоги нельзя".

Путин пояснил, что он не против того, чтобы думать "о снижении налогового бремени в перспективе". Просто, прежде чем принимать новые решения об уменьшении налоговой нагрузки, он хочет понять, что уже дала налоговая реформа бюджету и экономике в целом.

Старт реформе был дан весной 2000 г. Первый замминистра финансов Сергей Шаталов обещал тогда снизить номинальную налоговую нагрузку в 2001 г. с 41% до 34% ВВП. Правительство мало чем рисковало: налоговые доходы расширенного правительства (федерального, региональных местных бюджетов и внебюджетных фондов) в 1999 г. и так не превысили 33,9%. А снижение номинальных ставок могло стимулировать легализацию теневого бизнеса и - как следствие - расширение налоговой базы.

Снижение номинальной нагрузки сопровождалось увеличением налоговых изъятий из экономики. По оценке Минфина, доходы расширенного правительства выросли с 37,2% ВВП в 2000 г. до 39,6%. Правда, главный экономист ИК "Тройка Диалог " Евгений Гавриленков указывает, что достоверно оценить влияние налоговой реформы на увеличение доходов казны нельзя, поскольку это происходило на фоне чрезвычайно благоприятной для российских нефтяников мировой конъюнктуры. "В доходах бюджета существенно увеличилась доля таможенных пошлин", - констатирует экономист.

Сейчас в налоговой реформе наступает пауза. По закону с 1 января 2004 г. должен быть упразднен региональный налог с продаж, но правительство уже заговорило о том, что этот налог может просуществовать еще год-два. Шаталов поясняет, что для его отмены необходимо найти 50 - 60 млрд руб. для компенсации потерь региональных бюджетов.

Руководитель экономического управления администрации президента Антон Данилов-Данильян говорит, что "при дальнейшем уменьшении ставок сбор доходов не увеличится, а сократится", и приводит в качестве примера налог на прибыль, после снижения ставки которого казна потеряла с начала 2002 г. 40 млрд руб. "Если раньше была четкая корреляция между снижением налога и ростом доходов, то сейчас эта тенденция прервана", - констатирует чиновник. А глава департамента макроэкономической политики Минфина Антон Силуанов указывает, что в 2003 г. уровень налоговых изъятий расширенного правительства снизится до 37,6% ВВП. "Пока нет источников замещения, говорить об уменьшении с 2004 г. ЕСН, налога с продаж и НДС рановато, - поясняет Силуанов. - Сейчас лучше говорить не об уменьшении налогового бремени, а о его оптимизации".

Замминистра экономического развития Аркадий Дворкович убежден, что реформа была не напрасной. "Сокращение фискальной нагрузки дало в 2001 - 2002 гг. дополнительно около 2% роста ВВП. Без реформы рост экономики не превысил бы 2 - 3% ", - говорит он. По словам Дворковича, снижение налоговых ставок привело к тому, что компании решили стать более прозрачными. "Нефтяной бизнес выходит в "публичную" сферу", - говорит замминистра. По расчетам его министерства, реформа подоходного налога позволила примерно 10% граждан легализовать свои доходы.

Гавриленков согласен с тем, что снижение ЕСН и подоходного налога привело к частичной легализации зарплат. "Иначе невозможно объяснить аномально высокие темпы роста реальных зарплат", - говорит он. Но в целом эффект налоговой реформы он называет скорее нейтральным, чем позитивным. Снижение налога на прибыль обернулось падением декларируемой прибыли, а вместе с ней снизились и темпы роста инвестиций. Правительство действительно стало лучше собирать налоги, но позитивный макроэкономический эффект от этого был нивелирован устойчивым ростом непроцентных расходов с 1999 г. , констатирует экономист.

А научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич называет главным итогом налоговых новаций рост законопослушности налогоплательщиков: "Уклонение от налогов снизилось, так что эффект в целом есть, но смелым ожиданиям он, конечно, не соответствует".

ЭТАПЫ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ:

2001 г. Введена единая 13% -ная ставка подоходного налога (вместо трех ставок 12% , 20% и 30% ). Введен единый социальный налог с максимальной ставкой 35,6% от фонда оплаты труда вместо отчислений во внебюджетные социальные фонды (по совокупной ставке 39,5% ). Упразднен 1,5% -ный налог на содержание жилищного фонда. Ставка налога на пользователей автодорог снижена с 2,5% до 1%.

2002 г. Ставка налога на прибыль снижена с 35% до 24% , отменена инвестиционная льгота, которая позволяла предприятиям, инвестирующим в производство, платить налог по эффективной ставке 17,5% ; разрешена ускоренная амортизация.

2003 г. Будет отменен налог на пользователей автодорог (1% ).

Владимир Федорин Александр Беккер

Трое на одного Минэнерго не дают регулировать нефтяные потоки  »
Юридические статьи »
Читайте также