Центробанк вправе... О либерализации валютного регулирования говорить рано

Банковская реформа предполагает либерализацию валютного регулирования и валютного контроля. На сегодня разработан и принят в новой редакции соответствующий закон. Некоторые его положения уже действуют. Рассказать подробнее о нововведениях в валютном регулировании и контроле мы попросили руководителя юридического отдела Института проблем предпринимательства Валентину Талимончик

- Валентина Петровна, какие изменения ожидаются в связи с разработанным пакетом документов по валютному регулированию и валютному контролю?

- На данный момент система правового регулирования отношений, связанных с валютным регулированием и валютным контролем, представлена новым Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" и рядом принятых в соответствии с ним подзаконных актов.

При регулировании валютных операций необходимо всегда принимать во внимание общее правило, которое гласит: "Все, что прямо не запрещено, - разрешено". Данный вывод мы делаем на основании ст. 5 нового закона, где сказано, что если порядок осуществления валютных операций и использования счетов не установлен органами валютного регулирования, то эти операции, в том числе и по счетам, проводятся без ограничений.

К ограничениям, которые могут быть установлены нормативными актами органов валютного регулирования, не относится порядок учета и отчетности по валютным операциям, определяемый ЦБ РФ. То есть Центробанк вправе устанавливать ведение учета и предоставления отчетности также и по тем операциям, которые прямо не названы законом о валютном регулировании.

Перечень операций, в отношении которых могут быть введены меры валютного регулирования, приведен в законе, но он является закрытым.

Особо следует отметить, что ограничения, предусмотренные законом, не вводятся волюнтаристски. Они декларируются в определенных случаях: для предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, при резких колебаниях валют, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Ограничения не носят дискриминационный характер и отменяются по мере стабилизации обстановки.

- Какие положения закона уже действуют?

- В связи с тем что Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" - рамочный, многие из его положений, касающиеся, например, существенных для резидентов и нерезидентов требований об использовании специальных счетов или о резервировании, раскрываются в нормативных актах правительства или ЦБ. Уже действуют некоторые ограничения на проведение валютных операций. Это касается требования ЦБ об использовании специальных счетов (Инструкция ЦБ от 7 июня 2004 года N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов").

В ней приведена классификация этих счетов и установлены особенности их использования. Так, счета "К", "Н", "Ф", ранее открытые, должны быть переоформлены (см. Положение ЦБ от 07.06.2004 N 259-П).

- Что нового привнес закон в валютное регулирование международных операций, в частности получение займов от нерезидентов?

- Сегодня действует общее правило о том, что все валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений, за исключением тех, которые специально указаны в законе. Ранее же перечень текущих валютных операций был закрытым, а все иные признавались связанными с движением капитала и осуществлялись в порядке, установленном ЦБ. Таким образом, законодатель радикально изменил подход к регулированию валютных операций. На смену прежнему, преимущественно разрешительному, порядку пришли меры экономического регулирования.

Что касается валютного регулирования в отношении получения займов от нерезидентов, то оно стало более сложным. До 18 июня 2004 года действовало указание ЦБ (от 10 сентября 2001 года, N 1030-У), в соответствии с которым был установлен уведомительный порядок проведения валютных операций, связанных с получением юридическими лицами - резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и исполнением обязательств по их возврату.

Эти операции проводились без разрешения ЦБ, но с предоставлением в уполномоченный банк необходимых документов.

По новому закону "О валютном регулировании и валютном контроле" при получении резидентом от нерезидента займа могут быть установлены как требования об использовании специального банковского счета, так и требования о резервировании.

При получении займа в иностранной валюте резидент должен использовать специальный банковский счет "Р1", а при получении займа в национальной валюте - специальный банковский счет "В2" обязан открыть нерезидент.

Кроме того, ЦБ может устанавливать требование о резервировании суммы, но не более 20% от суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более года, при получении займа в иностранной валюте резидентом от нерезидента. Если же резидент получает заем в рублях, то соответствующее . требование о резервировании может быть установлено в отношении нерезидента.

- Какие изменения вносит новое законодательство в регулирование отношений с физическими лицами?

- Согласно новому закону физические лица вправе покупать и продавать наличную иностранную валюту через банки без ограничений. При этом банкам запрещается требовать документы, удостоверяющие личность физического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Правда, сегодня требование идентификации личности уже предусмотрено другим Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Соответственно, в банке при покупке или продаже иностранной валюты у физического лица могут потребовать документ, удостоверяющий личность. Новеллой в валютном законодательстве стала норма, предусматривающая, что валютные операции между физическими лицами - резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до $ 150 тыс. в течение календарного года осуществляются без ограничений.

Кроме того, в новом законе закреплено право резидентов -физических лиц без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств. Однако резиденты не позднее месяца с момента открытия (закрытия) счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, обязаны уведомить налоговый орган.

Перечень государств, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, весьма обширен и включает в себя большинство государств, имеющих экономические отношения с Россией.

- .По новому закону роль государства снижена в регулировании операций с резидентами и нерезидентами. Насколько эта мера своевременна?

- Государство признало, что по общему правилу валютные операции осуществляются без ограничений. Это положение следует признать не только своевременным, а даже несколько запоздавшим. До момента принятия нового закона "О валютном регулировании и валютном контроле" жесткие положения ранее действовавшего закона компенсировались тем, что ЦБ допускал совершение ряда операций, связанных с движением капитала, без своего разрешения.

Но необходимо отметить, что снижение роли государства в области валютного регулирования произошло в незначительной степени. Есть только перспективы существенного ограничения полномочий государства в сфере валютного регулирования. С 1 января 2007 года прекращают действие положения о специальном счете, регулировании Правительством РФ валютных операций по движению капитала, а также регулирование подобных операций ЦБ и других иных специальных положений.

Таким образом, требование об использовании специальных счетов и резервировании при осуществлении ряда валютных операций будет действовать до 1 января 2007 года. С этого времени можно будет говорить о либерализации валютного регулирования в РФ. Полагаю, что постепенная отмена валютных ограничений производится совершенно обоснованно. Одномоментная их отмена могла бы оказать негативное влияние на внешнеторговую политику нашего государства.

- Ваше отношение по поводу полной отмены продажи валютной выручки?

- Мы не можем говорить о полной либерализации валютного регулирования, пока сохраняется положение об обязательной продаже части валютной выручки.

В новом Законе "О валютном регулировании и валютном контроле" эта мера сохранена до 1 января 2007 года. Закон предусматривает, что обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 30% суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центробанком. В марте ЦБ установил норматив 25%.

Полагаю, что отмена обязательной продажи части валютной выручки с 1 января 2007 года будет способствовать развитию внешнеторговой деятельности. Резиденты смогут направлять валютную выручку на покрытие своих валютных расходов без какого-либо вмешательства государства.

Беседовала Любовь Шабалина

Зачем читать законы?  »
Юридические статьи »
Читайте также