Чем хочет заниматься власть Уборкой мусора или распределением денежных потоков

Вопрос, что делать с отходами, для такого мегаполиса, как Петербург, актуален во все времена. Вот и нынешняя власть решила внести лепту в его решение: в Смольном всерьез считают, что мусорную проблему можно изжить путем создания еще одного чиновничьего подразделения в составе горадминистрации. Во всяком случае, проект постановления правительства города под названием "Об управлении по организации обезвреживания и переработки отходов Санкт-Петербурга" уже обсуждался и на совещаниях в Смольном, и депутатами ЗакСа.

Хотя создание нового управления администрации отложено на осень, говорить о проблеме нужно сейчас, пока не принято окончательное решение, поскольку такой вариант "обезвреживания" городских отходов вызывает больше вопросов, чем ответов. Предложение по созданию нового чиновничьего органа, курирующего отрасль, взято из Концепции по обращению с отходами, подготовленной Научным центром РАН, и там оно подавалось как путь реорганизации управления мусорными потоками. Однако это предложение не выглядит проработанным. Так, во время открытых слушаний в ЗакСе Концепции по обращению с отходами председателем комиссии по экологии и здравоохранению Александром Редько были заданы вопросы, на которые он не получил ответа от разработчиков Концепции: что необходимо изменить в законодательстве, чтобы ее можно было воплотить в жизнь, и каковы объемы и источники финансирования Концепции.

Рост числа чиновников и дополнительную нагрузку на бюджет можно было бы стерпеть, если бы такие меры вели к очевидному прогрессу в решении мусорной проблемы. К сожалению, именно в этом и существуют сомнения. Кстати, то, что предлагают ученые РАН в своей Концепции, мало чем отличается от выкладок прошлых лет. Мусорную отрасль реформировали в городе уже не раз. Но раньше речь шла только о бытовых отходах. Теперь, похоже, хотят объединить "обезвреживание и переработку" бытовых, химических, биологических, строительных, медицинских и прочих отходов. Но даже неспециалисту ясно, что для этого необходимы разные системы сбора, транспортировки, переработки и обеспечения ответственности безопасности горожан.

Планируется, что новое Управление будет координировать работу целого ряда органов исполнительной власти: жилищного комитета, комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, комитета по природопользованию и охране окружающей среды, комитета по здравоохранению. Однако нигде не прописано, каким образом будут строиться взаимоотношения новой структуры с отделами смежных комитетов. Так не сводится ли вся идея к банальной функции распоряжения финансовыми потоками? Тогда, скорее всего, для горожан нововведения обернутся только увеличением тарифов на вывоз мусора, ведь нагрузку на бюджет надо компенсировать. К тому же, ЖЭКи реорганизованы в АО "Жилкомсервис", - речь идет о создании конкуренции на рынке сбора мусора, и эта функция может перейти в частные руки, Какова будет в этом случае роль создаваеммого Управления? Кроме того, ситуация изменится с началом действия нового федерального закона о МСУ с 2006 года. Муниципалы никому не отдадут этих денег и не позволят управлять собой.

Любопытно, что ни в концепции, ни в проекте создания единого "мусорного органа" не говорится о том, кто и как будет считать эти бытовые отходы. Сколько их сегодня образуется за год в Петербурге, никто не считал. Напрашивается предположение, что когда отсутствует нормативная база, а цифры ежегодного объема мусора колеблются от 6,5 до 16 млн кубометров, можно спокойно "мешать" так называемый бытовой мусор с коммерческим. А цена-то, по который его вывозят, разнится в несколько раз.

Концепция и проект создания Управления вызывают вопросы еще и потому, что механизмы учета и ответственности каждого звена в цепочке: сбор-перевозка-переработка, не прописаны. Знать, сколько и какие отходы вывезены из города, могут только на полигоне или на мусороперерабатывающем заводе. Но, в таком случае, они и должны вести итоговую документацию по городским отходам. Так, кстати, поставлено дело за рубежом и во многих регионах России. Кроме Петербурга. Ведь при таком порядке отчетности дополнительные чиновники не потребуются. Даже тот факт, что в едином государственном органе хотят объединить и транспортировку, и переработку не убеждает в необходимости создавать "мусорное" Управление.

В проекте постановления прописано, например, что в подчинении новой городской структуры будет находиться ЗАО "Опытный завод МПБО". Сегодня уже подготавливаются документы по передаче всего имущества, принадлежащего КУГИ, на баланс другой коммерческой структуре - ГУЛ МПБО-2. Но ведь ЗАО "Опытный завод МПБО" 35 лет успешно работает по заказу города по переработке мусора. Депутаты ЗакСа в июле посетили МПБО-2 и, по их словам, увидели там разительный контраст с первым заводом: на первом - чистота и порядок, а главное - завод выпускает продукцию высокого качества, на втором все не так. Выходит, стабильно работающее производство кому-то хочется развалить, и ситуация складывается подозрительная. Создание нового Управления еще в планах. Насколько известно, губернатор пока не одобрила проект постановления об его организации, но и не отказалась от концепции. В кулуарах ходят слухи, что на место главы планируемой структуры прочат чиновников из ведомства Юниса Лукманова (жилищный комитет). Средипретендентов звучат фамилии Бардашева - руководителя отдела по очистке жилищного комитета. А еще господина Агуренкова-то ли как члена будущей команды управленцев, то ли как имиджмейкера проекта. Или советника вице-губернатора Виролайнена Андреева.

Однако, известно, что вокруг любого начинания возникают слухи и предположения. И часто бывает, что назначается совсем другой человек. Вопросы вызывает только одно: почему называют именно эти фигуры, которые волей-неволей ассоциируются с вице-губернатором Олегом Виролайненом? Может быть, потому что для Виролайнена лелеемая им Концепция по обращению с отходами - совсем не главное? Если создавать прозрачную и ясную концепцию, то в ней может не найтись места чиновничьим подразделениям с единственной функцией - "координация". Причем, известно же, что координировать чиновники предпочитают в первую очередь именно денежные потоки.

Виктор Громов

Куда будем жаловаться? С подачи Смольного депутаты ограничили полномочия Уставного суда  »
Юридические статьи »
Читайте также