Сорок бочек аттестатов

Аттестация персонала, как говорят специалисты кадрового аудита, становится для работников достаточно серьезным стрессом. А потому она обязательно должна иметь конкретную цель и повлечь за собой определенные выводы и действия. В противном случае, как показывает практика, ее лучше не проводить вовсе.

Согласно свежему исследованию MBF Educational Center и компании Begin Group (проект HRM), посвященному аттестации персонала в России, более половины организаций (54%) проводят аттестацию персонала, а еще 19% планируют ввести ее в ближайшем будущем. При этом в большинстве компаний аттестация проходит раз в год. Связано это с тем, что должности и зарплаты, как правило, пересматриваются по итогам года, а потому логичным действием в связи с этим является проведение кадрового аудита. По словам менеджеров по подбору персонала рекрутингового агентства Staff International, аттестация распространена на крупных предприятиях города, где трудовые отношения складываются в соответствии с Трудовым кодексом. В мелких же фирмах аттестация проводится крайне редко, так как руководитель вполне может собрать всю информацию о своих немногочисленных сотрудниках самостоятельно.

Специалисты, которые занимаются аттестацией персонала, считают, что ответственность за неудачно проведенную аттестацию лежит на руководителях компаний, которые относятся к ней или формально, или, наоборот, пристрастно, полагаясь при оценке сотрудников на свое субъективное мнение, а не на данные независимых экспертов. Обычно руководители при проведении аттестации допускают несколько типичных ошибок.

Своими силами. Аттестация силами собственной службы по работе с персоналом зачастую теряет точность, так как не на всех предприятиях есть четкая система аттестации с конкретными критериями, а также надлежащие специалисты, имеющие аттестационный опыт. Также многие предприятия, занимающиеся аттестацией своих работников самостоятельно, выбирают неверный момент для оценки. Несмотря на то что аттестация проводится максимум раз в год, некоторые фирмы оценивают только какой-то отрезок работы сотрудников, а не год целиком, что совершенно неправильно, так как весьма существенно искажает полученную информацию. Зачастую, как говорит директор по развитию кадровой компании «Бизнес.Консалтинг.Тренинг» Дмитрий Касьянов, личностная оценка сотрудников преобладает над анализом его профессиональных способностей.

Отсутствие цели. Нередка и такая ситуация, когда аттестация проводится формально, только потому, что так положено. Рекрутеры полагают, что в этом случае довольно трудоемкий процесс аттестации превращается в пустую трату средств (аттестация обходится от $150 за одного сотрудника) и времени, а для сотрудников еще и сопровождается определенным стрессом. Руководителю необходимо четко понимать, каких целей он желает достичь при помощи аттестации, а если таковых нет, то специалисты рекомендуют отказаться от аттестации персонала вовсе.

Не сделаны выводы. Пожалуй, это самая типичная из ошибок. Отсутствие видимых выводов по итогам аттестации негативно сказывается на коллективе, потому что во время этого процесса кто-то проявляет себя лучше, а кто-то хуже. К примеру, как сообщил на условии анонимности корреспонденту «ПП» один из административных сотрудников Ленинградского Металлического завода (входит в структуру ОАО «Силовые машины»), в последние годы все аттестации персонала оставались без надлежащих выводов, в том числе и самая «свежая». Поскольку некоторые сотрудники к аттестации специально готовились самостоятельно, читали литературу и надеялись с ее помощью достичь намеченных кадровых или финансовых рубежей, а другие ничего этого не делали и остались при своем, возникло определенное напряжение в коллективе. Чтобы избежать предпосылок к конфликтным ситуациям, уместно как-либо отличать сотрудников, на «отлично» справившихся с аттестационным заданием. Так, в известной сети «Первая помощь», где проводят аттестацию назнание разнообразных медицинских законов и документов раз в полгода, безупречно прошедшие данное испытание сотрудники получают денежную премию в размере 10% от своей заработной платы. Более того, если результаты сотрудника тянут на «пятерку» три раза подряд – ему повышают оклад. По мнению руководителей сети, таким образом можно превратить аттестацию персонала из волнительной процедуры в площадку для карьерного роста.

Евгений Колесников

Начальник лучше знает: кому - кнут, кому - пряник Часто в компаниях оценка персонала обретает причудливые формы  »
Юридические статьи »
Читайте также