Начальник лучше знает: кому - кнут, кому - пряник Часто в компаниях оценка персонала обретает причудливые формы

Классические HR-методы в Петербурге не приживаются. По оценке консультантов, не более 30% компаний Петербурга регулярно аттестуют персонал.

Консультанты винят во всем руководителей. "При проведении аттестации боссы допускают ряд организационных и поведенческих ошибок, -- говорит заместитель генерального директора по развитию ЗАО "МКД Партнер" Елена Борисова. -- К организационным отношу четыре. Первая и главная -- отсутствие у аттестации цели, когда руководитель сам не понимает, зачем ему это надо. Аттестация -- довольно болезненная процедура для персонала, и если по ее итогам не принято никаких мер, это негативно сказывается на дальнейшей работе компании.

Вторая: отсутствие действий после аттестации. Например, аттестацию проводят для выявления потребностей персонала в дальнейшем развитии. В одной компании долго удивлялись: "У нас после аттестации четыре шкафа забиты пачками бумаг, что нам с ними делать?"

Третья -- недостаточная подготовка к аттестации, в частности, нехватка времени, минимум персонала, задействованного в подготовке аттестации, и, как следствие, небрежность и масса досадных недоразумений. Четвертая -- аттестацию проводят без четких и понятных критериев оценки. Вот стандартные поведенческие ошибки: предвзятость -- руководитель аттестует, чтобы подтвердить свое мнение о сотруднике; неверный временной интервал оценки -- несмотря на то что аттестация проводится раз в год максимум, некоторые фирмы почему-то оценивают только пару последних месяцев работы сотрудников, а не год целиком; неверные акценты -- оценивают личностей, а не качество работы персонала".

Тест на память

Точку зрения консультантов разделяют далеко не все. По мнению Анны Решетняк, менеджера по подбору персонала рекрутингового агентства Staff International, аттестация распространена на крупных предприятиях Санкт-Петербурга, где трудовые отношения складываются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. В негосударственных структурах аттестация приобретает самые разные формы.

Потенциал коллектива ЗАО "ТИГИ-KNAUF Маркетинг" оценивает руководитель. По словам сотрудников компании, естественно, шеф еще ни разу не ошибался. По словам менеджера по рекламе и PR Екатерины Егудиной, с организацией аттестации по всем правилам в компании не спешат: слишком много вопросов по критериям объективности результатов и целесообразности проведения на рабочем месте всевозможных тестов.

"В нашей компании имеет место процедура, которую скорее можно назвать "ситуационной оценкой" персонала", -- говорит директор по персоналу инвестиционно-строительной группы "Невский cиндикат" Галина Данилова. Однако, по ее словам, компания приходит к пониманию, что необходимо вводить более стандартизованные процедуры оценки вклада сотрудников в бизнес-процессы.

"Аттестацию мы проводим на протяжении 4 лет каждые полгода, -- рассказывает директор по персоналу ЗАО "Первая помощь" Иван Смирнов. -- Перед аттестацией персоналу раздаются методические материалы с вопросами по фармацевтике, приказам Министерства здравоохранения и социального развития, правилам торговли и внутрикорпоративным нормам. Сотрудники сдают экзамен на знание этих документов". Судя по результатам статистики компании, оценивается способность сотрудников запоминать информацию. Так, у 90-94% аттестуемых хорошая память, у 5-10% -- отличная, только 1% ленится выучить инструкции. "Отличники" получают денежную премию в размере 10% от своей заработной платы, -- говорит Иван Смирнов. -- Если результаты отличные 3 раза подряд -- повышается оклад".

Резюме

По мнению петербургских боссов, существует четыре достойные причины для проведения аттестации в фирме: красиво уволить представителя топ-менеджмента по ее итогам; приобщить руководство к тайнам управления персоналом; повод для премии; занять делом отдел персонала.

"В мелких фирмах вся необходимая информация о персонале лежит на поверхности, поэтому здесь нет потребности в развитии системы аттестации персонала", -- добавляет Анна Решетняк.

цифры

$200 -- средняя стоимость аттестации одного сотрудника

Источник: "ДП"

на заметку

- Аттестация -- процедура внутреннего аудита персонала компании. Позволяет определить потенциал сотрудников, выявляет лучших и худших, помогает составлять программу профессионального развития и кадровых перестановок.

Типичные ошибки при проведении аттестации

- Организационные

1. Отсутствие цели

2. Отсутствие выводов

3. Плохая подготовка в результате дефицита времени и персонала

4. Отсутствие критериев оценки

- Поведенческие

1. Предвзятость руководителя

2. Ошибочный временной интервал оценки

3. Оценка личности, а не качества работы

Источник: ЗАО "МКД Партнер"

Екатерина Колесникова

Петербургу грозит таможенная блокада У брокеров осталось 20 дней, чтобы вызубрить 300 страниц кодекса  »
Юридические статьи »
Читайте также