Заложники собственности Новый Жилищный кодекс возродил очереди и особую плату за возможность их «перепрыгнуть»

В Петербурге — собственнический бум. В районных агентствах по приватизации жилого фонда очереди, каких не было даже во времена всеобщего дефицита, когда ради возможности записаться на мебельный гарнитур люди стояли целыми ночами с номерками на ладонях. Такого наплыва посетителей не наблюдалось с момента начала приватизационной деятельности.

Во многих районах люди занимают очереди, чтобы сдать документы на приватизацию, за 2 — 3 часа до начала приема инспекторов, но все равно многие из них успевают это сделать только к концу рабочего дня агентства, а кто-то так и уходит ни с чем.

Причину столь бурного интереса к приватизации объяснять не надо. Это новый Жилищный кодекс, точнее, те его статьи, которые ограничивают возможность бесплатной приватизации жилья сроком до 1 января 2007 года. Ведь далеко не у каждого найдутся через пару лет несколько сотен тысяч рублей, чтобы приватизировать квартиру за ее полную стоимость, то есть, по сути, выкупить ее у государства по рыночной цене. Не будем пока обсуждать, зачем государство из каждого квартиросъемщика стремится сделать собственника, важно, что оно уже добилось своего.

Ажиотаж с приватизацией начался с лета 2004 года, когда прошло первое слушание проекта Жилищного кодекса. Бурный всплеск накануне Нового года вызвало его повторное обсуждение. Наивысшего пика достигло количество заявок, подаваемых в агентства приватизации, накануне вступления в силу Жилищного кодекса — 1 марта 2005 года. По сведениям дирекции агентств, оно возросло примерно втрое по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Многие ошибочно полагали, что после этой даты они будут вынуждены заключать договоры социального найма и не смогут оформить жилье в частную собственность. Но это вовсе не означает, что приватизация теперь пойдет по нисходящей. Этого уже не сможет произойти, поскольку очередь на подписание договоров по приватизации в некоторых районах простирается вплоть до конца 2005 года, а в ряде из них — «зашкаливает» до весны 2006 года. Можно представить себе, какую панику способны поднять те, кто не уложится в сроки, предусмотренные новым Жилищным кодексом. А это вполне вероятно, поскольку статистические данные показывают, что в районах Петербурга приватизировано на сегодня от 51% до 60% жилья. Так что резервы для приватизации — огромны.

И здесь возникают естественные вопросы: как снять опасное напряжение, считают ли районные агентства возможным увеличить свою пропускную способность?

Как выяснилось, ситуация с приватизацией далеко не во всех районах выглядит безвыходной. Довольно благополучно обстоят дела в центральных районах с относительно небольшим населением. Например, по словам директора агентства по приватизации жилого фонда Петроградского района Владимира Савурова, здесь даже не ведется записи на прием к инспекторам. Все, кто встал в живую очередь, в течение дня на прием попадают. Он абсолютно уверен, что до начала 2007 года в районе охватят приватизацией жилья всех желающих. А вот директор приватизационного агентства Калининского района Владимир Смирнов убежден в обратном — и немудрено, ведь здесь предварительная запись на то, чтобы только сдать документы, ведется уже на 2006 год.

Особые опасения, что некоторые жители могут поневоле опоздать с приватизацией, вызывают «спальные» районы, где многие, к примеру квартиросъемщики «хрущевок», тянули с приватизацией или считали, что в ней нет необходимости при невеликой ценности квартир. Да и были надежды (подогреваемые властями), что их дома будут расселять — а при этом жители неприватизированных квартир оказались бы в выигрыше.

Казалось бы, никаких объективных причин, мешающих ускорить темпы приватизации, в городе нет. Можно увеличить время приема граждан, перевести некоторые агентства на двухсменную работу, открыть филиалы в помещениях паспортных служб. В случае необходимости на такой режим работы готово перейти, например, Василеостровское агентство по приватизации жилого фонда. А агентство Кировского района уже открыло дополнительный филиал, что не замедлило положительно сказаться на результатах, и в ближайшее время собирается создать еще два. Можно и просто увеличить число инспекторов.

Но не каждое агентство идет навстречу людским нуждам. Директора говорят, что новых сотрудников надо обучать, предоставлять им рабочие места, оборудование, а все это весьма накладно. К тому же разместить нового инспектора не позволяет небольшая площадь помещения, поскольку из-за высоких арендных ставок экономят на каждом квадратном метре. Экономия сказывается и на условиях, в которых вынуждены пребывать посетители. Как правило, скопившаяся очередь от 60 до 100 человек (именно столько проходят в день через агентство) размещается в небольшом коридорчике, где люди в основном стоят (стульев и даже скамеек крайне мало) в верхней одежде в течение 7 — 8 часов, боясь отлучиться, чтобы не потерять свое место. Успешно сдать документы удается от силы 30 — 40 из них. Остальных отсылают обратно на дооформление разных справок. Это тоже одна из причин стремительно разрастающихся очередей. Люди бывают вынуждены зачастую подносить новые документы и становиться в хвост очереди по 2 — 3 раза. И здесь ихтрудно обвинить в нерасторопности, потому что в каждом отдельном случае бывает необходим свой комплект документов, а их число может доходить до 30 (например, для квартир в старом фонде часто нужны справки из ГИОПа).

Сравним: в начале 1990-х для приватизации требовалось всего 2 документа, а число посетителей приватизационного агентства каких-нибудь 3 — 4 года назад было 5 — 6 человек в день. В настоящее время многострадальные приватизаторы своего жилья должны отстоять как минимум три очереди только в агентстве: чтобы сдать документы, подписать договор на приватизацию и получить документацию после регистрации. Еще пару очередей примерно такого же размера им нужно отстоять в проектно-инвентаризационных бюро, где оформляется технический паспорт на помещение. Здесь кроется дополнительная причина задержки сроков приватизации, поскольку ПИБы отводят на изготовление паспорта (чертеж планировки квартиры) месяц.

Если в прежние времена в различных загадочных ситуациях советовали: ищите женщину, то времена сегодняшние родили еще более универсальный совет — в любом беспорядке ищите финансовый интерес. Дело в том, что кроме моральных и физических издержек приватизирующие свое жилье имеют ощутимые финансовые расходы. Нынешняя «бесплатная» приватизация имеет довольно весомую цену. В некотором выигрыше оказались те, кто приватизировал жилье до конца 2004 года. В текущем году к оплате услуг по оформлению документации районными агентствами по приватизации жилого фонда добавилась государственная пошлина размером 500 рублей (раньше она составляла 100 рублей) за регистрацию прав собственности в Федеральной регистрационной службе (бывшее ГБР), перечисляемая в бюджет. Усложнился и сам процесс уплаты. Если раньше — после введения в действие закона о регистрации — плату за регистрацию имели право принимать приватизационные агентства с последующей передачей ее в ГБР, то теперь участнику приватизации нужно идти самому в сберкассу, чтобы перечислить эти средства на специальный счет.

Но сумма пошлины — величина постоянная, одинаковая для любого приватизируемого объекта. А вот суммы, взимаемые разными районными приватизационными агентствами, колеблются в пределах от 590 до 850 рублей. Такой разброс цен объясняется тем, что тарифы директор каждого агентства рассчитывает самостоятельно, исходя из экономического обоснования, а затем их утверждает глава районной администрации. Дело в том, что агентства по приватизации жилого фонда, изначально сформированные как бюджетные структуры, потом перешли на хозрасчет. Поэтому чем меньше в них инспекторов, чем меньше помещения и меньше в них стульев, тем выше доходы.

Многое здесь зависит от «субъективного фактора», от того, кто как относится к проблеме. Где-то агентства располагаются в комфортабельных зданиях районной администрации, где-то ютятся в малоблагоустроенных помещениях старых домов. Соответственно, разнятся и ставки аренды. Взимаемые с клиентов платежи идут на покрытие расходов агентства. Но почему-то в «дорогом» по аренде Василеостровском районе за оформление приватизационных документов платят 590 руб., а в не столь престижном Калининском районе аналогичные услуги стоят 800 руб.

Нашему человеку не нужно объяснять, кому и почему выгодны очереди и сумбур. Где очереди — там и предложение «обойти» их за соответствующую мзду. Те, кто желает поторопиться со вступлением в частное владение, могут ускорить процесс оформления документов. Его официальный срок — два месяца — можно также официально сократить до 2 — 3 дней. В этом случае ценовая «вилка» в разных агентствах составляет 6,5 — 7 тысяч руб. Оформление документов за неделю стоит 3,5 — 4 тысячи руб., за две недели — 1,8 — 2,5 тысячи руб.

Разумеется, внеочередников обслуживают за счет тех, кто ждет очереди, что еще более усугубляет обстановку.

Правда, сейчас ситуация изменилась, поскольку с 2005 года установлен срок регистрации 1 месяц, и его превысить никак нельзя. Поэтому многие теперь считают просто нецелесообразным тратиться на ускорение оформления документов. Доля желающих «перепрыгнуть» через очередь на сегодня составляет 5 — 10% от числа всех приватизирующих. Но не исключено, что в 2006 году их количество может резко возрасти, когда люди будут обеспокоены тем, что не смогут уложиться в установленные сроки.

Разброс цен наблюдается и еще в одной инстанции, куда поневоле должны обращаться приватизаторы своего жилья. Это нотариальные конторы, где необходимо юридически оформить доверенность агентствам на осуществление действий по приватизации. Для того чтобы заверить доверенность идентичного содержания, одна контора требует 200 руб., а другая 500 руб.

Однако расходы на обычную приватизацию меркнут по сравнению с теми суммами, которые приходится выкладывать за регистрацию ведомственных жилых помещений. С 1 января она составляет 7,7 тыс. руб. при сроке 30 дней. Ведомства, обязанные заниматься этим сами, переложили все тяготы на плечи проживающих, ссылаясь на то, что они не могут пойти на такие материальные затраты. В результате многие из тех, кто хотел бы приватизировать такое жилье, не в состоянии это сделать из-за отсутствия средств, а те, кто все же отважился этим заняться, помимо значительных финансовых затрат сталкиваются с огромными трудностями в получении документов, которые дают им полномочия заниматься этим самостоятельно.

Несмотря на все тяготы приватизации, потоки стремящихся ее осуществить не оскудевают, хотя порой люди четко не осознают, зачем им это необходимо. Зачастую мотивом бывает «потому что торопятся все». На самом деле не торопятся, а нас торопят. Не секрет, что жесткие сроки, ограничивающие приватизацию, — маневры правительства, позволяющие ускорить создание товариществ собственников жилья.

Директор агентства по приватизации жилого фонда Кировского района Людмила Бибикова, к которой ежедневно приходят по 20 и более посетителей, чтобы просто посоветоваться, делать ли им приватизацию, принципиально против позиции «как все». «Это не колхоз, куда добровольно-принудительно сгоняют всех, — говорит она. — У приватизации есть свои плюсы и минусы, поэтому однозначной рекомендации здесь дать невозможно, тем более что Жилищный кодекс не доработан и даже у юристов нет единого мнения, как трактовать некоторые его пункты».

При непредсказуемости нашего законотворчества кто может, например, гарантировать, что через некоторое время налог на приватизированное жилье, который пока невелик, не станет непосильным бременем для многих частных владельцев?

Для них останется один путь — деприватизация. Эту услугу также осуществляют приватизационные агентства, которые заключают договор между владельцем жилья и администрацией района о передаче недвижимости в дар государству. Но при этом человек навсегда утрачивает право на собственность и повторную приватизацию этого жилья и становится его нанимателем.

Новшеств в Жилищном кодексе много. Но это полбеды. Беда, что на каждом из них мелкие чиновники стараются сделать деньги или как минимум показать свое превосходство над теми, кого сами же и загнали в очереди.

Марина Сумина

Кодекс со знаком вопроса  »
Юридические статьи »
Читайте также