Про партийные порции Можно ли победить коррупцию с помощью партийных списков?

В начале сентября Центризбирком направил в региональные избирательные комиссии предложения по реформе избирательного законодательства и перевода выборов в Думу на 100%-ную пропорциональную систему, то есть только по партийным спискам. Регионам предписывалось обсудить эту спорную меру с населением и сообщить в Москву, что население думает по этому поводу. Однако после выступления Владимира Путина на прошлой неделе стало понятно, что идея перехода на пропорциональную систему выборов перестает быть "спорной". Своими соображениями о том, как новая система выборов депутатов и губернаторов отразится на Петербурге "Городу" рассказал заместитель председателя Горизбиркома Дмитрий Краснянский.

- Чем грозит переход на пропорциональную систему выборов в парламент?

- Такая система имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны - учитываются голоса всех избирателей за исключением тех, кто голосовал за партии, не преодолевшие барьер. А минусы - избиратели лишаются своего конкретного депутата, и им уже будет не к кому пойти попросить отремонтировать лифт. Хотя если переходить на эту же систему в Петербурге, я мог бы назвать несколько способов, как избежать таких негативных последствий.

- Что это за способы?

- Масса способов, не хочу сейчас называть все. В качестве примера - можно сделать открытые списки, то есть чтобы избиратели голосовали не просто за партийный список, а выбирали внутри этого списка конкретных кандидатов. Но как бы я ни относился к самой пропорциональной системе, то, чем объясняют необходимость ее введения, мне не нравится абсолютно.

- А чем ее объясняют?

- Нам говорят, что у нас в одномандатники иногда попадают воры, убийцы и насильники, но мне, например, совершенно все равно, попадут ли воры и насильники в Думу по округам или по спискам. Вероятность одинакова, и мы знаем о примерах внутрипартийной коррупции. Партийные списки могут быть опасны и для самих партий - по закону эти списки формируются на съезде путем тайного голосования, и партийные лидеры не могут быть уверены, что результаты голосования будут такими, какими они ожидают. Вспомним XIX съезд ВКП(б), делегаты которого фактически прокатили товарища Сталина, и ему потребовались годы мучительных репрессий, чтобы разобраться со всеми делегатами.

- Но на выборах в Думу в прошлом году действовал именно такой механизм, однако никаких громких скандалов не было.

- Тем не менее, исходя из своего десятилетнего опыта работы в избирательной комиссии, я предвижу, что из недр этой системы родятся довольно жесткие черные технологии.

- Разве принцип назначения губернаторов и выборы по партийным спискам не лишают граждан гарантированного Конституцией пассивного избирательного права?

- Если губернатор будет назначаться парламентом по представлению президента, здесь вообще нет смысла говорить об избирательных правах, поскольку эта процедура не имеет никакого отношения к выборам. Если избирают генерального директора какой-то компании - разве можно говорить, что соблюдаются или нарушаются его конституционные права? Что касается выборов в Думу, то сейчас Центризбирком, я так понимаю, думает над этим вопросом. Есть, например, предложение, что гражданин может противопоставить себя партии - он выдвигается самостоятельно и, если наберет по всей России голосов больше, чем какая-то партия, получает место в Думе.

- Но это должен быть человек с уровнем популярности Путина.

- Да. Но в данном случае важно сохранение формальной возможности. Если формальная возможность любого гражданина быть избранным остается, Конституция не нарушена. Хотя и понятно, что никто никогда так избираться не будет.

- Городские депутаты долго не могли привести закон о собственных выборах в соответствие с федеральным и ввести принцип смешанной системы выборов. Сейчас эта проблема решена?

- В нашей стране все делается или наполовину, или через одно место. Так вот в данном случае это сделано наполовину. Предусмотрены выборы по партийным спискам, но не прописано, сколько человек избирается таким образом. В федеральном законе сказано, что по единому округу, то есть по спискам, избирается не менее половины депутатов. Например "все" - это тоже "не менее половины". Поэтому, если завтра объявят выборы депутатов ЗакСа, провести их будет практически невозможно.

- Насколько реально, что выборы в ЗакС тоже полностью переведут на пропорциональную систему?

- Абсолютно реально.

- И с точки зрения закона, и с точки зрения нынешней политической ситуации.

- Тем более.

- Таково будет требование нового закона о выборах в Думу, который сейчас готовится по мотивам выступления президента?

- Предлагаемые и президентом, и Центризбиркомом новации касаются только формирования Думы, поэтому формально - нет. Но, как правило, всегда за подобными изменениями на федеральном уровне следуют аналогичные изменения и на региональном. У нас есть федеральный закон об общих принципах организации государственной власти в субъектах Федерации, и с помощью этого жесткого инструмента можно обязать регионы принять любой закон, необходимый Москве. Нашу страну теперь некорректно называть Российской Федерацией - лучше просто Россией, так как это теперь скорее унитарное государство.

- Как качественно изменится состав городского парламента в случае полного перехода на пропорциональную систему?

- Я думаю, уменьшится количество фракций, они будут отождествляться только с политическими партиями, и это хорошо. Повысится роль партийной дисциплины. Мне кажется, на региональном уровне парламент будет работать эффективнее.

- Сейчас в стране запрещены региональные партии. Возможно ли, что в выборах в городской парламент по партийным спискам смогут принимать участие не только федеральные партии, но и региональные общественные организации?

- Все зависит от того, какие поправки будут приняты в федеральный закон. Но сейчас в региональном законе это прописать нельзя, так как федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав, действие которого распространяется и на региональные выборы, разрешает выдвигать кандидатов или только партиям, или блокам, в который могут входить общественные организации, но только вместе с партиями. Честно говоря, я надеялся, что Дума будет ориентироваться на предоставление большей свободы регионам в этом плане. Но, судя по всему, законодательство пойдет по обратному пути.

- Вам не нравится идея унитарного государства?

- Если мы почитываем на досуге Конституцию, то должны помнить, что Россия - все-таки федерация, субъекты которой имеют право на некоторую самостоятельность. У нас большое многонациональное государство, каждый народ которого имеет собственные традиции, в том числе и политические, и нельзя всех выстраивать под единый стандарт. В республиках Северного Кавказа, где власть всегда принадлежала советам старейшин, то есть некоему подобию парламента, может быть, имеет смысл вообще отказаться от должности президента. Одна из кавказских республик в составе России, в которой, естественно, действуют все российские законы, построила свою избирательную систему прямо вразрез с ними: по факту законодательный орган там избирается с учетом количества жителей той или иной национальности. Таким образом удалось сохранить достаточно спокойную обстановку в этой многонациональной республике. А если бы кто-то стал жестко вводить федеральные законы, гарантирующие равные права для всех национальностей, там началась бы гражданская война

- Мне кажется, имело бы смысл сохранить существующую сейчас систему выборов губернаторов, но значительно облегчить механизм отстранения президентом от должности тех глав регионов, которые не справляются со своими обязанностями. Таким образом, мы бы получили большую управляемость регионами из центра, чего так хочет Кремль, и не нарушили бы Конституцию.

- Но в Конституции не сказано, что губернаторы избираются населением.

- Это сказано в разъяснении Конституционного суда No 2-П от 18 января 1996 года, где черным по белому написано, что назначение губернаторов Законодательными собраниями не соответствует Конституции. Юридического спора по этому поводу нет.

- Разве Конституционный суд не может принять новое решение, нивелирующее предыдущее?

- Принципиально нет, так как толкование Конституции уже дано. То есть как юрист я считаю, что этого делать нельзя, но как человек, живущий в России, полагаю, что это возможно.

- То есть вы не верите, что назначение губернаторов президентом поможет нам победить террористов?

- Во-первых, я не верю, что есть связь между террором и губернаторами, а во-вторых, я не верю, что у нас в законе появится норма, согласно которой губернаторы будут назначаться президентом.

Антон Мухин

Демократия по-русски  »
Юридические статьи »
Читайте также