Закон? Есть закон!

Чего ожидает российская экономика в 2004 году от нового состава Государственной думы

К встрече с новой Думой в российском Белом доме подготовились основательно. Только в 2004 году к законотворческим услугам новых депутатов правительство планирует обратиться не менее двадцати шести раз. Что и зафиксировано в подготовленном Минэкономразвития плане реализации в 2004 году Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. Главные приоритеты среднесрочной программы известны: реформа системы государственного и местного самоуправления, устранение инфраструктурных и институциональных ограничений развития, реализация конкурентного потенциала экономики, социальная сфера и макроэкономические условия проведения реформ. Кроме того, новому составу народных избранников придется почистить законодательные залежи, оставшиеся от предшественников. По разным причинам не поступили в парламент в сроки, установленные предыдущим правительственным планом, еще четыре федеральных законопроекта.

В 2003 году парламентарии поработали достаточно продуктивно. Некоторые законопроекты, включенные в план на будущий год, тоже скорее всего проскочат без особых проблем. Скажем, законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" - кто станет спорить о том, что, например, Беломорканал и канал им. Москвы на всякий случай надо содержать в исправности? Вряд ли возникнут проблемы и с законопроектом "Об обеспечении единства измерений". Если уж взвешивать, то, понятное дело, удобнее в граммах, нежели в фунтах...

А вот законопроект о платных автомобильных дорогах (правительство намерено вынести его на обсуждение Думы в декабре 2004 года), вытекающий из национальной программы модернизации и развития автодорог России, вполне может стать предметом горячих политических дискуссий. Кроме того, одну из двух общеизвестных российских проблем правительство намеревается решать еще и путем передачи федеральных автодорог в эксплуатацию организациям с различными формами собственности, что также может обернуться турникетами и поборами на дорогах. Но платить за проезд на дачный участок готовы далеко не все. Поэтому не исключено, что вокруг данного законопроекта могут разгореться страсти похлеще, чем вокруг закона об обязательном автостраховании.

На ура пройдет, пожалуй, только один законопроект - о сокращении до одного года продолжительности срока военной службы по призыву. Но подготовит его правительство только в декабре будущего года, а внесет в Думу ближе к весне 2005-го. Впрочем, темпы в данном случае большой роли не играют, поскольку, как ни спеши, в силу закон вступит не раньше 2008 года.

Большое социальное значение, безусловно, имеет законопроект о реформировании обязательного медицинского страхования, который Госдума должна рассмотреть уже в середине будущего года. Дело в том, что при ныне действующей системе финансируются медучреждения (многие из которых, например клиники, работающие на платной основе, в этом не слишком нуждаются), а не конкретные медицинские услуги. По плану реформы деньги по страховке смогут получать пациенты, они будут сами выбирать, в какое медучреждение их отнести. Разумеется, если эти планы осуществятся - у законопроекта немало противников.

Нет также сомнений в том, что не пройдут незамеченными поправки и изменения, которые Думе предстоит внести в Федеральный закон "Об инвестировании накопительной части трудовой пенсии" (декабрь 2004 года). Возникшую здесь проблему наиболее емко озвучил "Итогам" президент управляющей компании "Тройка-Диалог" Павел Теплухин, который считает, что Пенсионный фонд будет иметь большие проблемы с размещением накопительных средств, поскольку действующим законодательством разрешено приобретать слишком узкий перечень ценных бумаг. Кроме того, на российском фондовом рынке не более десяти так называемых голубых фишек - в основном это акции крупных сырьевых компаний. Правительство же хочет, чтобы пенсионные средства работали и в других отраслях экономики. Но одного желания здесь мало. Что скажут депутаты?

Законопроекты, способные существенно повлиять на ситуацию в экономике, перечислены в макроэкономическом разделе правительственного плана. Путем внесения изменений в Налоговый кодекс депутаты должны будут, в частности, улучшить администрирование налога на добавленную стоимость, законодательно усовершенствовать налогообложение субъектов малого предпринимательства и установить особый режим налогообложения судовладельцев, эксплуатирующих суда, включенные в международный реестр морских судов. Последнее предложение, может быть, и является частностью - законопроект об образованиях с особыми экономическими условиями так и не был рассмотрен Думой в текущем году, зато все остальные из этого ряда правительственных предложений имеют принципиальное значение. Причем не только экономическое, но и политическое. Тщательным образом придется изучить депутатам и возможности пересмотра перечня региональных и местных налогов и сборов, включая отмену целевых сборов на содержание милиции, сборов с владельцев собак и сборов за парковку автотранспорта. А вот снижение ставки единого социального налога в 2004 году правительством не планируется.

Прогноз роста ВВП в 2003 году, как известно, уже пересмотрен в сторону повышения: с 5,9 до 6,6 процента (в 2002 году - 4,3 процента). Повлечет ли это пересмотр прогноза на следующий год, в Минэкономразвития пока однозначно ответить не могут. А стратегическую задачу удвоения ВВП, несмотря на ироничное отношение к арифметически выверенной цели со стороны некоторых экономистов, тем не менее никто не отменял.

Чтобы в корне переломить ситуацию, считает глава Минэкономразвития Герман Греф, надо провести стимулирование трех секторов экономики - несырьевого экспорта, импортозамещения и "новой экономики", характеризующейся высоким вкладом интеллектуальных услуг. Этот сюжет для депутатов правительство подготовит в ноябре 2004 года в виде законопроекта о переходе к системе госзаказа в сфере научных исследований и разработок.

Что касается механизмов, которые позволят направить инвестиционные ресурсы из сырьевых секторов в перерабатывающие, то правительство здесь отдает предпочтение не перераспределению ренты в рамках финансово-промышленных групп, а методу межотраслевого перелива капитала. Именно этот законопроект и обещает вызвать самые ожесточенные споры: едва ли не у каждой партии есть свой рецепт подъема национальной промышленности. Впрочем, решить эту ключевую экономическую проблему в любом случае будет непросто. Единственный способ - сделать инвестиции в реальный сектор привлекательными. Пока же, по некоторым данным, реальность такова, что объем инвестиций из нашей экономики за рубеж превышает объем инвестиций, поступающих к нам из-за границы (вспомним хотя бы "Челси"). Между прочим, Россия - единственная из стран с переходной экономикой, для которой характерна подобная статистика.

Уже в следующем году, если все пойдет по плану, могут произойти существенные изменения в характере отношений власти и бизнеса: пока еще действующий советский принцип всеобщего госконтроля правительство предлагает поэтапно заместить принципом невмешательства. А в некоторых сферах и вовсе отменить государственное регулирование. Например, в июне Думе может быть предложен законопроект, отменяющий госрегулирование в сфере экономической концентрации (слияние и присоединение коммерческих организаций) - планируется перейти от разрешительного принципа к уведомительному. Сегодня, напомним, при крупных сделках необходимо предварительно получить согласие МАП, что не очень нравится крупному бизнесу. А вот представители малого бизнеса, наоборот, могут оказаться не в восторге от этой инициативы: они считают, что окажутся беззащитными перед монополиями...

Не исключено, что в 2004 году Дума может положить конец такому виду экономической авантюры, как лжебанкротство, которой активно пользовались некоторые дельцы при перераспределении собственности. В федеральный закон о несостоятельности и банкротстве правительство предлагает внести существенные поправки. В частности, уточнить понятие "текущие платежи", ставшее камнем преткновения, о который разбились в целом вполне успешные и необходимые для отечественной экономики предприятия.

А в апреле думцам предстоит поразмыслить над поправками в закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Впрочем, уже известно, что бизнес, особенно мелкий и средний, этому законопроекту аплодирует: предлагается не только упростить саму процедуру, но и сократить перечень лицензируемых видов деятельности. Пока что, как известно, получить даже самую безобидную лицензию без взятки практически невозможно. И вообще, как считают в Минэкономразвития, преодоление различных бюрократических барьеров занимает у отечественных бизнесменов от 10 до 20 процентов их дорогого времени.

У самих же чиновников уже в июле 2004 года есть шанс попасть под закон (если, конечно, Дума его одобрит) о внедрении современных методов финансирования государственного аппарата и управления бюджетными средствами. Проще говоря, под бюджетирование по результатам, то есть под хозрасчет. Но сначала планируется провести эксперименты в ряде федеральных и региональных органов исполнительной власти. Не исключено, что в недалеком будущем и Думу будут оценивать и финансировать по конечному результату ее законотворчества. Впрочем, в плане на 2004 год такого законопроекта не значится.

Олег Одноколенко

В.Мутко стал представителем правительства Санкт-Петербурга в Совете Федерации  »
Юридические статьи »
Читайте также