Пакет на случай банкротства

Правительство РФ подписало пакет документов во исполнение Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", касающихся фигуры арбитражных управляющих. В прошлом номере "Российской бизнес-газеты" было опубликованно постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 года, N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа". Сегодня мы продолжаем публиковать постановления Правительства РФ от 25 июня 2003 года, N 365 "Об утверждении Положения о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом" и N 366 "Об утверждении Правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов". Специально для "Российской бизнес-газеты" положения нового Закона и новые нормативные документы, касающиеся арбитражных управляющих, комментирует первый заместитель министра юстиции РФ Александр Богданович Карлин.

- Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", вступивший в силу 3 декабря 2002 года, явился очень серьезной заявкой на решительное обновление правовой идеологии такого объективно неизбежного экономического явления, как банкротство. Его отличает более чем на четверть возросший массив нормативного материала. Ряд институтов, известных предшествующему законодательству, претерпел коренную трансформацию. В частности, предельно расширен круг лиц, которые могут быть признаны банкротами, практически уравнены в правах конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Последние получили в том числе право участвовать в голосовании по поводу заключения мирового соглашения.

Увеличен размер требования к должнику - юридическому лицу как условие возбуждения дела о банкротстве. Кредитор, обращающийся в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, должен представить доказательства о фактической невозможности удовлетворения его требований вне процедур банкротства.

Более тщательно регламентированы процедуры созыва и проведения собрания кредиторов и комитета кредиторов. Усовершенствован и более детализирован процессуальный порядок рассмотрения дел о банкротстве. Существенным образом повышены гарантии прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле о банкротстве, включая и должника, расширяя, в том числе, его возможности по участию в процедурах банкротства.

Вместе с тем, существенная новизна Федерального закона N 127 видится в наличии в нем институтов, pанее неизвестных отечественному законодательству: процедура финансового оздоровления; необходимость проверки в судебном заседании обоснованности заявленных требований в целях введения процедуры наблюдения; переход из конкурсного производства во внешнее управление; особенности банкротства стратегических предприятий.

Особого выделения требуют положения нового Закона, касающиеся фигуры арбитражных управляющих. С одной стороны, Закон существенным образом укрепляет независимость арбитражных управляющих во всех ее аспектах (юридическом, финансовом, организационном), предусматривает ряд требований, направленных на вовлечение в эту профессиональную сферу подготовленных, опытных и компетентных специалистов. С другой стороны, и это абсолютно правильно, существенным образом усиливается контроль за их деятельностью.

Установлены новые требования к кандидатуре арбитражного управляющего (ст. 20 Закона) и изменен порядок его утверждения арбитражным судом. Так, в частности, арбитражный управляющий обязан быть участником саморегулируемой организации, иметь высшее образование. Арбитражный управляющий теперь не будет назначаться арбитражным судом из числа кандидатов, предлагаемых собранием кредиторов. Он должен направить запрос о представлении кандидатуры арбитражного управляющего в названную кредитором, обратившимся с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в процедуре наблюдения, или собранием кредиторов в других процедурах, саморегулируемую организацию. Заявленная саморегулируемая организация проводит отбор кандидатур арбитражных управляющих и направляет список кандидатур в арбитражный суд. Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом, за исключением случаев выявления нарушений процедуры отбора или несоответствия отобранной кандидатуры требованиям статьи 20 Закона (ст. 45 Закона). В каждой процедуре банкротства арбитражный управляющий осуществляет мониторинг или руководит предприятием.

Новым Федеральным законом организация деятельности арбитражных управляющих отнесена к ведению общественных саморегулируемых организаций. Тем самым акцент арбитражного управления неблагополучными хозяйствующими субъектами смещен в сторону частноправовых интересов. Однако названное обстоятельство не исключает государственного контроля и надзора за деятельностью как самих арбитражных управляющих, так и организаций, участниками которых в силу требований Закона управляющие являются.

Правительство Российской Федерации своим постановлением от 14 февраля 2003 г. N 100 наделило Министерство юстиции Российской Федерации полномочиями регулирующего органа, то есть органа, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

С 3 марта 2003 г. на Министерство юстиции Российской Федерации возложены функции по обеспечению контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, для реализации которых Министерство: осуществляет контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций; проводит проверки деятельности саморегулируемых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемых организаций из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в установленных Законом случаях; обращается в установленном федеральным законом порядке в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего; оказывает поддержку саморегулируемым организациям и арбитражным управляющим в ходе процедур банкротства, связанных с вопросами трансграничной несостоятельности; участвует в организации подготовки арбитражных управляющих и принятии теоретического экзамена; утверждает единую программу подготовки арбитражных управляющих; ведет единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и реестр арбитражных управляющих. Кроме того, до 3 декабря 2003 года на Минюст России возложена обязанность предоставления по запросам арбитражных судов кандидатур временных управляющих.

"Российская бизнес-газета" публикует постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года; N 365 "Об утверждении Положения о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом"; N 366 "Об утверждении Правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов"; N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа".

Содержание названных документов вытекает из норм Федерального закона и позволяет арбитражным управляющим более грамотно организовывать свою деятельность, используя механизм финансового анализа, вводит в более четкие правовые рамки осуществление контроля саморегулируемыми организациями за деятельностью своих членов, устанавливает правила проверки деятельности саморегулируемых организаций регулирующим органом - Министерством юстиции Российской Федерации и его подразделениями в субъектах Российской Федерации и в Федеральных округах.

В ближайшее время Правительством Российской Федерации будет принят еще ряд нормативных актов, прямо предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", что создаст все необходимые организационные и юридические предпосылки для его полной реализации.

Подготовила Юлия Проскурякова

Cмольный задумался о вечном  »
Юридические статьи »
Читайте также