И мусор требует внимания

Сколько раз слово "мед" ни произноси, во рту слаще не станет. Так и с мусором - сколько ни говори о том, что надо от него избавить Петербург и построить новые современные мусороперерабатывающие заводы, проблема сама собой не разрешится

Вообще создается впечатление, что город растерялся и не знает, что делать в этой ситуации? Чиновники обращаются к законодательной власти: "Надо что-то делать!..." Исполнительная власть соглашается: "Давайте делать!" Граждане выходят на митинги и устраивают пикеты, призывая власти навести порядок с уборкой и вывозом мусора, профессиональные сборщики и уборщики мусора отмалчиваются, санитарные врачи и экологи не на шутку встревожены. Встревожиться есть от чего. По данным независимых специалистов, в Петербурге на бытовой мусор приходится около 7 млн кубометров в год (по официальным данным, эта цифра меньше - около 6,5 млн кубометров), а на мусор предприятий - около 4 млн кубометров (аналогично официальные данные - около 3,5 млн кубометров). Только 12,5% общего объема отправляют на переработку. А остальная значительная часть мусора попадает на свалки, санкционированные и несанкционированные.

А полигоны? Де-юре полигонов в Петербурге два: ПТО N 3 ("Новоселки") и ПТО N 1 (ЗАО "Опытный завод МПБО"). Де-факто они полностью исчерпали на сегодня свои проектные мощности, требуют закрытия и рекультивации территории, а потому иначе как санкционированными свалками их назвать нельзя. Более того, по мнению научного руководителя ОАО "Механобртехника" Леонида Вайсберга, в нынешнем своем состоянии они уже представляют угрозу окружающей среде, загрязняя ее аммиачными и прочими выделениями.

Несанкционированных свалок в городе и ближайших пригородах (на территории Ленобласти), только по официальным данным Жилищного комитета городской администрации, около 250. Ежегодно на них вывозят около 1 кубометров твердых отходов, и, кстати, не только бытовых, но и производственных.

Мусоропереработкой в Петербурге занимаются два завода: ГУП "Завод МПБО-2" и ЗАО "Опытный завод МПБО". Их мощностей городу явно не хватает.

Нельзя сказать, что проблемой мусора, его сбора, вывоза, сортировки и дальнейшей переработки городские власти не озадачивались. Попытки поднять эту ношу (все чаще в последнее время кажется, что неподъемную для одной только власти) предпринимали и предпринимают.

С конца 2001-го идет активное сотрудничество с датской стороной по проблеме строительства мусороперерабатывающего завода в Петербурге, тогда же был проведен двухсторонний семинар по передовым технологиям мусоропереработки. Было выполнено "исследование выгодности" строительства завода, которое подтвердило экономическую целесообразность проекта.

В 2003-2004 гг. в ходе переговоров с представителями Швеции и Франции неоднократно подчеркивали заинтересованность северной столицы в строительстве мусороперерабатывающего завода с учетом зарубежного опыта и с использованием современных природосберегающих технологий. . Регулярно во время губернаторских объездов города районным руководителям ставится на вид, что внутридворовые территории должны убирать регулярно, а мусор - вывозить. В частности, 10 июля во Фрунзенском районе губернатор Петербурга Валентина Матвиенко указала на недопустимость задержек вывоза мусора с площадок сбора бытовых отходов и несвоевременной очистки мусоропроводов, распорядившись, чтобы в обязательном порядке были составлены четкие графики вывоза мусора предприятиями "Спецтранса" по каждому двору.

Вопросы уборки и переработки мусора обсуждают и на заседаниях городского правительства. Так, например, в апреле было принято решение о совершенствовании системы сбора, вывоза, размещения и переработки бытовых отходов, на что планируется выделить из бюджета 170 млн руб. Однако все эти мероприятия - эпизодические. Сегодня очевидно: чтобы вопрос сдвинулся с мертвой точки, город нуждается не только в единой концепции, но и в конкретной программе по мусоропереработке.

Успешной эта программа станет, если будут соблюдены два основных условия. Первое - комплексность (сбор, вывоз, сортировка, переработка мусора). Второе - наличие экономических рычагов создания заинтересованности бизнеса в совместной с городской администрацией работе над проблемой. Желание у бизнесменов сделать свой город и окружающую среду чище есть.

Лариса Сидорина

Я вижу помойку  »
Юридические статьи »
Читайте также