Что наша жизнь? Петербургский игорный бизнес оказался вне игры

Наблюдательные горожане уже успели заметить, что вслед за уличными ларьками в Питере стали исчезать павильоны игровых автоматов. Но если происходящие с ларьками метаморфозы для большинства петербуржцев были более или менее понятны, то моментальное сворачивание небольших оазисов развлечения вызывает некоторое недоумение.

Миражи поневоле

Действительно, каждый раз, возвращаясь вечером с работы, при выходе с эскалатора метро я натыкался взглядом на задорную световую рекламу зала автоматов одного из крупных петербургских игорных операторов. Признаюсь, за свою недолгую жизнь я пока так и не поддался соблазну приобщиться к сообществу ловцов удачи. Так что обращал внимание скорее просто на сам факт существования данного явления.

И вот в один из будничных вечеров площадка, где еще вчера раздавалось победное музыкальное сопровождение и звон выпадающих призовых жетонов, я обнаружил лишь несколько торчащих выводов электропитания. И все!

Мысль о нерентабельности зала как причине мгновенного закрытия как-то сразу у меня не прижилась, уступив место разрастающемуся любопытству. К концу недели удалось обнаружить пропажу еще нескольких игровых павильонов, одиноко стоящих далеко от метро, в. недрах спальных микрорайонов. С этого момента интерес к происходящему уже не угасал. Впоследствии появились интересные зарисовки "по теме".

Так, бывший инструктор одного из "испарившихся" игровых павильонов поведал историю упразднения своей "точки". Сравнительно недавно в погожий осенний день по месту его работы появился некий представительный парламентер. Цель своего визита он объяснил достаточно прозаично: довести до сведения владельцев зала настоятельную "просьбу" районных властей убрать свое заведение с арендуемой территории. .И не как-нибудь, а в 24 часа! При этом в качестве весомого и непререкаемого обоснования демонстрировалась некая официальная бумага с соответствующим предписанием. Но что интересно: данный документ был напрочь лишен каких-либо подписей и мастичных печатей. Зато содержал поистине убедительную фразу о том, что в случае невыполнения требований настоящего предписания районные власти оставляют за собой право выполнить его своими силами. Естественно, без какого-либо пиетета к принадлежащей сторонним лицам электронной аппаратуре и обстановке. Говорят, в октябре среди работников игровых залов в ходу былапередаваемая из уст в уста "страшилка" на эту тему. Дескать, уличные павильоны грузились автокранами на оперативно подогнанные грузовики без каких-либо предварительных предупреждений. В результате чего якобы были случаи, когда охранник или инструктор игрового зала не успевали покинуть свое рабочее место и вынуждены были путешествовать вместе с "удаленным с поля" павильоном.

Столь энергичная активность местных властей в отношении представителей петербургского игорного бизнеса могла быть продиктована только одним: стремлением выполнить некое указание "сверху". А неразборчивость в выборе средств подсказывала незатейливый вывод о том, что районным властям просто не оставлено право выбора. Вероятно, от скорости "зачистки" подведомственной территории зависела их собственная дальнейшая карьера.

И действительно, обнаружить соответствующий "указующий перст", облаченный в форму официального документа, вскоре удалось.

В начале было слово

В конце сентября городской Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) издал распоряжение N 284-р "О внесении изменений в распоряжения КУГИ от 01.03.1995 N 102-р, от 27.12.2000 N 2357-р и от 13.08.2001 N 1332-р" . Если в двух словах, то суть данного комитетского распоряжения в следующем. Отныне на арендуемых у городского правительства площадях, будь то земельный участок или же объект недвижимости, запрещается размещать игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор и иного оборудования игорного бизнеса. При этом, что особенно важно, уже заключенные договоры аренды, не отвечающие вновь введенным требованиям, подлежат одностороннему расторжению, без обращения в суд. То есть комитет в одночасье изменил, прошу прощения за каламбур, правила игры с игроками на рынке игорного бизнеса.

Опять "хотели как лучше"?

Сравнительно недавно теперь уже бывший премьер федерального правительства, слывущий большим оригиналом по части русской словесности, вывел одну уникальную формулу: "Хотели как лучше, а получилось как всегда!" Похоже, для отечественного чиновничества она стала прямо-таки незыблемым руководством к действию.

На самом деле, в стремлении городских властей ограничить распространение игорного бизнеса нет ничего удивительного. Действительно, определенные элементы этого сектора общероссийского рынка не могут не вызывать у петербуржцев некоторую социальную раздраженность.

Но все дело в том, что такая реакция горожан, как правило, вызвана неуемной активностью, скажем так, недобропорядочных предпринимателей. Именно они в погоне за сиюминутной выгодой ведут свою деятельность в помещениях, специально не оборудованных для игорного бизнеса. То есть в таких случаях игровые залы не имеют отдельного входа, не оснащены системами безопасности, в том числе и видеонаблюдения. А уж о соблюдении элементарных санитарно-гигиенических норм и правил пожарной безопасности вообще говорить не приходится! И очевидно, последней каплей, переполнившей чашу терпения питерцев, стало появление как грибов после дождя отдельно стоящих прямо на улице игровых автоматов, прозванных в народе "столбиками". Конечно же, отношение жителей нашего города в конце концов должно было когда-нибудь найти отражение в законотворческих инициативах как исполнительной, так и законодательной ветвей питерской власти.

Но все дело в том, что негативное отношение петербуржцев к игорному бизнесу сформировалось, как это ни парадоксально, под воздействием именно нелегального сектора данной сферы экономики. Действительно, крупные и средние сетевые операторы игорного бизнеса стремятся к поддержанию высокой репутации своего бренда. А потому их заведения практически всегда находятся в специально оборудованных помещениях и укомплектованы специально обученным персоналом. Который, кстати, всегда очень ревностно относится к комфорту и безопасности своих клиентов. К тому же, очевидно, в таких залах к игре на автоматах вряд ли допустят несовершеннолетних, чего не скажешь о тех заведениях, где игровые автоматы установлены бесконтрольно. А ведь, очевидно, именно проблема вовлечения в азартные игры подростков является в обсуждаемом вопросе самой острой.

Выходит, упомянутое выше распоряжение КУГИ, призванное обеспечить действительные чаяния петербуржцев, в реальности провоцирует расцвет именно не-; легального, подпольного, а потому "нецивилизованного" игорного бизнеса?

Кому выгодно?

Конечно же, легальный игорный бизнес выгоден городу. Не будем приводить уже упоминавшийся довод о том, что он вынужден соответствовать определенному уровню. Но нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что только в прошлом году налоговые поступления от игорного бизнеса в бюджет Санкт-Петербурга составили полтора миллиарда рублей. Более того, в этом году ожидается повышение этой суммы до 2,2 миллиарда! Также отметим, что на сегодняшний день ставка на игорный бизнес исчисляется по максимально возможной шкале: 125 тысяч рублей в месяц за каждый игровой стол и 7,5 тысячи рублей в месяц за каждый игровой автомат. А последних, кстати, в Петербурге сейчас зарегистрировано 30 тысяч! Очевидно, вместо того, чтобы "резать курицу, несущую золотые яйца", лучше просто навести порядок в сфере игорного бизнеса да жестче требовать с тех, кто стремится вести свою "игру", повторно прошу прощения за каламбур, против правил?

Пока же КУГИ избрал другую тактику, которая больше подходит под категорию "не пущать". Но вот что интересно. Упомянутое распоряжение комитета, на наш взгляд, создает определенные дискриминационные условия деятельности, как это звучит официально, хозяйствующих субъектов. Ну, посудите сами: фактически представители игорного бизнеса жесткими ограничениями объявлены некими "второсортными" по отношению к другим предпринимателям. А ведь вроде как "поражение в правах" им никто не присуждал! И вот тут уже можно усмотреть нарушение Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" . Так что не исключено, что распоряжение городского Комитета по управлению городским имуществом N 284-р уже в ближайшее время станет предметом пристального внимания со стороны Антимонопольного комитета, который как раз таки и призван обеспечивать равные условия тем самым "хозяйствующим субъектам".

Игорь Дмитриев

Чиновники делят розницу Раздавать участки хотели бы многие  »
Юридические статьи »
Читайте также