Где взять деньги на пенсию?

Как скорректировать пенсионную реформу и укрепить пенсионную систему - при этом не ущемить интересов ни нынешних, ни будущих пенсионеров?

Корреспондент "РГ" беседует с министром здравоохранения и социального развития Михаилом Зурабовым накануне заседания кабинета министров.

- Сегодня много шума по поводу предлагаемых изменений в пенсионном законодательстве в связи со снижением единого социального налога. Резкие высказывания раздаются со стороны бизнес-сообщества - из-за выведения из накопительной части пенсионной системы работников средних возрастов, что может негативно отразиться на размере их пенсий. Кроме того, разговоры о возникающем из-за снижения ЕСН дефиците бюджета Пенсионного фонда пугают нынешних пенсионеров - хватит ли у государства денег для того, чтобы и в дальнейшем индексировать их пенсии?

- Попытаюсь объяснить, что, по большому счету, стоит за всеми теми шагами, которые мы предлагаем сейчас сделать. В стране 46 процентов людей в бюджетной сфере получают заработную плату ниже прожиточного минимума. Очень высокий процент людей, работающих в коммерческих структурах, но тоже с невысокими зарплатами. Более 10 процентов населения - это деклассированные люди. Это реальность сегодняшнего дня.

Вполне понятно, что реформы, которые проводились в последние четыре года, были направлены прежде всего на стабилизацию финансово-экономического положения в стране. Без этого двигаться дальше просто нельзя.

Естественно, проводилась довольно жесткая кредитно-денежная политика, реформировались межбюджетные отношения, выдерживалась жесткая налоговая политика. Результаты есть. Министр финансов не раз публично заявлял о том, что этот год первый, когда будет положительное сальдо в притоке капитала в Россию. Мы вышли на профицит бюджета. Мы начали формировать стабилизационный фонд. Что дальше?

Момент благоприятный, чтобы попытаться сделать рывок в развитии экономики. Первый путь - попытаться произвести реструктуризацию экономики, насколько это возможно с учетом ограниченных возможностей государства влиять на промышленную политику в рыночных условиях. Вторая возможность - развитие экономики за счет роста покупательной способности населения. Отсюда и задача борьбы с бедностью, задача увеличения роста реальных доходов населения.

Что для этого нужно сделать? Для этого нужно всерьез реформировать налоговую систему. Сравнили влияние на рост потребления, на экономический рост двух основных налогов - НДС и соцналога. Поставили задачу: снижение ЕСН не на два, три, четыре, а минимум на 10 процентных пунктов, - только тогда это снижение будет реально замечено бизнесом, замечено экономикой.

Хорошо, налоговая нагрузка на предприятия реально уменьшается. Но одновременно придется сбалансировать бюджеты внебюджетных фондов, которые пополнялись именно за счет соцналога.

Причем сделать это предстоит, не снижая объема обязательств социальных фондов перед гражданами (с учетом того социально-экономического "расклада" по уровню доходов населения, с которого мы начали). Реформа проводится не за счет граждан.

Ряд мер, которые предлагает Правительство, уже назывались: повышение налогов на добывающие отрасли, ставок экспортных пошлин. Это дополнительные налоги на недвижимость и ряд других мер.

Теперь конкретно о предложении по изменению пенсионного законодательства. Сегодня из 28 процентов отчислений, которые переводит работодатель с фонда оплаты работников в пенсионную систему, 14 процентов идет на формирование базовой пенсии (предлагается уменьшить до 6 процентов), 12 - страховой и 2 процента (мы говорим о средних возрастах) - накопительной. Суть предложения: те 2 процента, которые должны были пойти на формирование накопительной части, с 2005 года вернуть в формирование страховой части. Все равно все эти средства фиксируются на индивидуальных счетах граждан. Конечно, не буду скрывать, это вопрос бюджетного дефицита или, если хотите, бюджетного баланса.

Но в результате такой новации - с точки зрения будущих пенсионных обязательств - граждане средних возрастов не проиграют. И вот почему. Страховая часть будущих пенсий (так называемый пенсионный капитал) ежегодно индексируется в соответствии с темпами роста заработной платы в стране. Накопительная часть - прирастает за счет инвестиционного дохода.

Я с уверенностью могу сказать, что в ближайшее десятилетие темп роста заработной платы будет опережать увеличение инвестиционного дохода. При одном и том же уровне гарантий.

За два года после начала реформы накопления на индивидуальных счетах граждан индексировались дважды: в первый год на 30,6 процента, за второй - 17,7. Итого - порядка 40 процентов при стопроцентной, заметьте, государственной гарантии.

Почему такая высокая доходность? Специалисты скажут: естественно, недооценка рынка. И сейчас на госбумагах такой доход получить уже будет невозможно. За два года рынок финансовых инструментов не сумел обеспечить достаточную надежность инвестиций. Скажу резче: бизнес не научился занимать деньги у населения, не научился работать с длинными деньгами. В прошлом году в негосударственные управляющие компании перевели свои накопления 700 тысяч граждан, очень маленький процент от общего числа участников реформы. Трагедии в этом никакой нет - реформа рассчитана на многие годы.

Но с точки зрения стабильности пенсионной системы и интересов ее участников более эффективно в ближайшие годы оставить средства, собираемые в качестве составляющей единого соцналога, под контролем государства. Пенсии нынешних пенсионеров будут индексироваться не меньшими темпами, чем до сих пор.

Ирина Невинная

Минздрав предупреждает Пенсионные накопления вредят бюджету  »
Юридические статьи »
Читайте также