Клебанов - либерал Он обещает оживить машиностроение без повышения пошлин

Минпромнауки провозгласило отказ от своего излюбленного метода защиты отраслей промышленности - повышения таможенных пошлин на импорт конкурирующей продукции. В одобренных вчера коллегией министерства мерах по развитию машиностроения об этом нет ни слова. Взамен ведомство Ильи Клебанова обещает машиностроителям снизить налоги и обязать естественные монополии работать с российскими поставщиками. Бизнесмены против мер поддержки не возражают, но и отказываться от высоких таможенных ставок пока не хотят.

11 июня ситуацию в машиностроении будет обсуждать правительство. Кремль и Белый дом не первый год бьются над тем, как снизить зависимость экономики от сырьевых отраслей, но решение до сих пор не найдено. Минпромнауки обещает, что если правительство прислушается к его рекомендациям, то уже к 2010 г. доля отечественных машиностроителей на внутреннем рынке увеличится в 2,1 раза, экспорт - в 1,7 раза, рентабельность предприятий - в 1,8 - 2 раза.

Минпромнауки не намерено поддерживать машиностроение путем повышения таможенных пошлин на продукцию конкурентов. "Российской промышленности нужны не таможенные барьеры, а освобождение от серьезного внутреннего налогового давления" - так, по сообщению министерства, заявил своим подчиненным министр промышленности Илья Клебанов.

До сих пор Минпромнауки, желая защитить российских производителей, первым делом предлагал повысить ввозные пошлины. Но в мерах, одобренных коллегией, говорится, что тарифные ставки на все группы машинотехнической продукции должны быть установлены на уровне "не ниже 10% ". Меньше они могут быть лишь для оборудования, не производящегося в России. Сейчас пошлины на импорт машиностроительной продукции составляют 20-25%.

Высокопоставленный чиновник Минэкономразвития подтверждает, что его ведомство тоже не планирует возводить новые тарифные барьеры для защиты машиностроителей.

Взамен чиновники хотят вернуть инвестиционную льготу по налогу на прибыль, отмененную с начала прошлого года, а также снизить до 10% НДС на продукцию обрабатывающих отраслей промышленности. В мерах, одобренных Минпромнауки, значатся также "снижение налоговой нагрузки по ЕСН" и предоставление предприятиям права "оплаты в рассрочку" приватизируемой земли. Посильный вклад в развитие машиностроения должны, по мысли Минпромнауки, внести и естественные монополии. Ведомство Клебанова намерено через правительство добиваться от монополий закупок отечественного оборудования в рамках реализации своих инвестпрограмм. Отдельного упоминания заслужила электроэнергетика. Чиновники намерены разработать законопроект "Об энергетической безопасности", подразумевающий "приоритетное использование отечественного оборудования в электроэнергетике". Правда, самим монополиям это может и не понравиться. Руководитель департамента РАО "ЕЭС России" по работе со СМИ Андрей Егоров говорит, что акционеры требуют от его компании закупать товары и услуги на конкурсной основе и "в этих условиях не всегда можно обеспечить приоритет российских производителей".

Бизнесмены разошлись в оценках предложенных мер. Гендиректору "Силовых машин" Евгению Яковлеву не нравится отказ министерства лоббировать повышение таможенных ставок: "не ниже 10% - это скромно, мы говорим о 25% ". Яковлев говорит, что снижение налогов в тех размерах, которые предлагает Минпромнауки, не компенсирует его предприятию возможных потерь от снижения таможенных пошлин. Зато ему нравится предложение чиновников по увеличению закупок отечественного оборудования монополиями. "Нельзя давать полную свободу, это грозит развалом машиностроения, - уверен Яковлев. - Пока у нас все растет, но, если защитных мер не будет, нас уберут с рынка более мощные зарубежные конкуренты". А директор по связям с общественностью "Объединенных машиностроительных заводов" Андрей Онуфриев говорит, что меры по снижению налоговой нагрузки было бы неплохо дополнить возможностью списывать на затраты стоимость безрезультатных НИОКР. "Компания не "виновата" в том, что исследования прошли неудачно, - отмечает он. - Издержки были понесены, поэтому логично их признать затратами и для целей налогообложения".

Начинания Минпромнауки поддерживают не все участники рынка. Руководитель одного из крупных машиностроительных предприятий говорит, что он против специальных мер поддержки машиностроения. "Коррумпированное чиновничество будет торговать ими направо и налево, - отмечает бизнесмен. - У нашей отрасли вряд ли найдутся деньги на это, поэтому лучше оставить все как есть".

Дмитрий Симаков

Новый порядок запутал импортеров  »
Юридические статьи »
Читайте также