Чиновники стали гурманами: различают кофе по сортам и видам Отечественные производители растворимого кофе ждут увеличения пошлин

Правительство России готовит плацдарм для увеличения ввозных таможенных пошлин на кофе.

В конце августа 2003 г. оно изменило систему учета импорта этого продукта. Чиновники ввели отдельные коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) для различных сортов и видов кофе. И теперь этот продукт будет делиться по сортам: на арабику (Coffea arabica), робусту (Coffea canephora) и остальные сорта. За минувшее лето это уже второе изменение кодов. В конце июня чиновники детализировали ТН ВЭД растворимого кофе, разделив его на фасованный и нефасованный. А дальше фасованный кофе поделили на порошковый, агломерированный и сублимированный. Также поступили и с нефасованным продуктом. При этом размеры пошлины оставили пока прежними. Ставка ввозной таможенной пошлины на необжаренный кофе составляет 5% от таможенной стоимости, на обжаренный -- 10%, но не менее 0,2 евро за кг, и на растворимый -- 10%, но не менее 0,5 евро за кг.

"Мы инициировали этот процесс для того, чтобы сделать рынок более прозрачным и подготовиться к пересмотру таможенных пошлин по принципу: чем глубже переработка кофе, тем выше ставка пошлины. Это должно стимулировать инвестиции в промышленную переработку кофе на территории России, -- говорит Рамаз Чантурия, генеральный директор ассоциации "Росчайкофе". -- Кроме того, недобросовестным импортерам станет сложнее занижать таможенную стоимость ввозимого товара. В ближайшие месяцы мы будем наблюдать за импортом, а затем подготовим письмо в Правительственную комиссию по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике с предложениями о повышении пошлин".

Как все запутано

Особенность учета ввозимого на территорию России кофе в том, что его таможенная стоимость определяется по цене сделки с однородным товаром. Однородным считается товар, выполняющий те же функции, что и ввозимый товар; является коммерчески взаимозаменяемым; имеет одинаковые характеристики по назначению. И до изменения системы учета некоторые участники внешнеэкономической деятельности могли занижать таможенную стоимость и платить меньше в казну государства. Например, два импортера ввозят растворимый кофе, один порошковый, а второй сублимированный. Сублимированный кофе стоит более чем в 5 раз дороже порошкового. Но оба продукта проходили таможенную очистку по одному коду ТН ВЭД. И импортеры могли декларировать сублимированный кофе по цене порошкового, и экономить на таможенных платежах.

Стиль жизни

"Организация производителей кофе в России" оценила в 2002 г. емкость рынка этого напитка в 85 тыс. т. В 2003 г., по прогнозам этой организации, потребление кофе вырастет на 12-14%. Наибольшей популярностью у населения пользуется растворимый кофе. На его долю приходится 85% рынка. Остальные 15% занимает кофе в зернах.

По данным "Комкон-СПб", количество потребителей зернового кофе в последние 3 года медленно, но верно растет.

"Поклонники кофе в зернах занимают устойчивую долю от числа всех потребителей кофе. Говорить о сложившейся структуре потребления можно для растворимого кофе, там выделяются марки-лидеры и аутсайдеры. Для зернового кофе этого не существует. Больше того, потребители зачастую не очень различают производителей, марку и сорт кофе.

Рынок зернового кофе только складывается, но едва ли производители растворимого кофе вытеснят зерновой кофе с рынка, потребление кофе в зернах -- это скорее вопрос стиля жизни", -- говорит Михаил Подушко, директор по стратегическому развитию ЗАО "Комкон-СПб".

Пять лет спустя

Начиная с 1995 г. российский кофейный рынок стал объектом пристального внимания практически всех ведущих производителей кофе в мире. Они решительно взялись за его раздел, и российским компаниям в этой ситуации отстоять свое место под солнцем оказалось непросто.

Помог дефолт 1998 г. После него ситуация резко изменилась. Одни иностранные компании ушли с российского рынка, другие существенно сократили свою долю на нем. Их место заняли отечественные фирмы. Они начали строить фабрики по обжарке и фасовке кофе. Одними из первых такие производства открыли ООО "Орими Трэйд" и ЗАО "Московская кофейня на паяхъ".

Российские компании обогнали иностранных коллег и в организации производств полного цикла, способных вырабатывать растворимый кофе из сырья -- зеленого кофе. Пока таких предприятий в России только три. Два из них -- Московский пищевой комбинат и Детчинский завод овощных концентратов -- принадлежат компании ОАО "Русский продукт". Третье производство базируется в Петербурге на ФГУП "Комбинат детского питания и пищевых концентратов".

Вскоре может появиться еще один производитель полного цикла. Швейцарская компания Nestle собирается в 2004 г. начать строительство фабрики по производству кофе стоимостью $120 млн.

Растворимое зерно

Растворимый кофе -- это концентрат натурального продукта. Для его получения используют смеси зерен первого и второго сортов. Производят растворимый кофе из робусты. Арабика высшего сорта не применяется.

Существует три вида растворимого кофе -- порошковый (или spray dried), агломерированный и сублимированный (или freeze dried).

Технология приготовления сублимированного кофе предполагает вакуумную обработку и последующую сушку путем замораживания концентрированного экстракта кофе. Эта разновидность растворимого кофе отличается высоким качеством и ценой.

Арабика и Робуста

Отличие арабики от робусты в том, что плоды арабики содержат больше ароматических масел и меньше кофеина, чем плоды робусты (0,8-1,5% кофеина против 1,7-3,5% кофеина).

Александр Сологуб

"Подмосковье" проиграло Арбитраж отклонил иск мясокомбината против coca-cola  »
Юридические статьи »
Читайте также