Почему умельцы срезают провода Россия намерена ужесточить контроль за вывозом металлолома

Не исключено, что уже в ближайшее время Правительство вновь вернется к проблеме вывоза лома черных и цветных металлов. Премьер-министр России Михаил Касьянов поручил соответствующим ведомствам подготовить свои предложения по ужесточению контроля за этим процессом.

Увеличение до 30 процентов экспортных пошлин не слишком сказалось на масштабах вывоза металлического лома из страны. Только по меди Государственный таможенный комитет зафиксировал снижение на 100 тысяч тонн. Экспорт других видов металлолома остался на прежнем уровне.

О том, что вывоз лома, особенно цветных металлов, по-прежнему велик, говорят и тревожные сообщения с мест. Срезаются провода, кабели, раскурочивается оборудование. Все добытое таким преступным путем тут же сдается во втормет, а затем течет за рубеж. Скажем, в 2002 году вывоз отходов и лома черных металлов и доходы от этого бизнеса по сравнению с предыдущим увеличились практически в полтора раза. Доходы от продажи лома алюминия - в два раза. "Идет просто хищнический вывоз цветных металлов", - говорит руководитель департамента по тарифной политике и мерам защиты внутреннего рынка Минэкономразвития и торговли А. Кушниренко.

- В Правительстве России не раз говорили, какой колоссальный ущерб наносится при этом предприятиям, государству в конечном итоге. О необходимости приостановить этот бизнес экономическими рычагами в центральные органы власти обращались многие бизнесмены.

Сейчас временные вывозные таможенные пошлины на лом черных металлов в 15 процентов продлены, а ставки на отходы и лом цветных металлов уже в январе 2003 года повышены до 15 процентов.

Дальнейшее увеличение пошлин будет противоречить договорно-правовым отношениям России со странами ЕС и может привести к ответным мерам.

Некоторые губернаторы предлагают ввести государственную монополию на сбор металлолома. Однако здесь уже вмешалось Министерство юстиции, ведь такая мера будет противоречить Конституции.

Кстати, в прошлом году Правительство вынуждено было дважды пересматривать ставки вывозных таможенных пошлин на лом металлов. В январе на экспорт цветных металлов они были установлены временно на шесть месяцев в размере 10 процентов, ставки же на отходы черных металлов остались в этом году прежними, но уже постоянными.

"Разрыв между внутренними и внешними ценами почти десятикратный, - говорит А. Кушниренко. - Поэтому и будут продолжать вывозить лом на Запад. И не исключается также, что пошлина будет увеличена Правительством до 40-50 процентов".

Если сделать пошлинную ставку запретительной, то лом цветных металлов начнет уплывать из страны, как считают многие, с кем мы говорили на эту тему, контрабандными путями. Пошлина должна быть рентабельной для предприятия, которое минимизирует затраты по сбору лома, его пакетированию, предпродажной подготовке. А такое по плечу только крупным фирмам. Значит, все мелкие фирмочки, которые, кстати, и принимают таблички с памятников, срезанные провода и кабели, просто вытесняются из этого бизнеса. Зато оставшиеся будут зарабатывать и себе, и бюджету.

Лом черных металлов вполне в состоянии переработать российские металлургические комбинаты. На Украине, кстати, квота на экспорт лома черных металлов установлена с учетом полного удовлетворения потребностей в нем на внутреннем рынке.

Но и квотирование не самый лучший выход. Опыт прошлых лет показывает: квоты становятся доходами не столько для бюджета, сколько для нечистых на руку чиновников, их распределяющих.

Сейчас правом выдавать лицензии наделены региональные власти. Как надеется Правительство, централизация и законодательное закрепление лицензирования позволит уменьшить количество фирм, собирающих металлолом. Например, в той же Курской области таковых нынче набирается до трех тысяч. Аналогичная ситуация в других регионах. Лицензию должны получать только те фирмы, которые имеют возможности для хранения, определения радиоактивного фона и так далее. Но поможет ли это справиться с воровством металлических конструкций на железных дорогах, линиях электропередач, пока не ясно.

Дмитрий Иванов

ГТК и МНС выработают новый порядок передачи документов, связанных с подтверждением вывоза товаров.  »
Юридические статьи »
Читайте также