"Социальное партнерство: дом с крышей, но без стен"

Завтра Государственная дума во втором чтении рассмотрит вопрос об объединении работодателей.

Схожие проблемы, связанные с упорядочением взаимоотношений в системе работник-работодатель, рассматривались в рамках круглого стола "Совершенствование нормативного обеспечения социального партнерства" на форуме "Социальное партнерство: новое развитие".

Владимир Лазарев, руководитель Департамента по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Министерства труда РФ:

"Сейчас действуют трехсторонние комиссии, сформированные из представителей профсоюзов, работодателей и местной администрации. В результате региональные, отраслевые, профессиональные соглашения четко устанавливают рамки: какими будут оплата и условия труда наемных работников на определенной административной территории, внутри отрасли или людей определенной профессии. А в Чувашии республиканское трехстороннее соглашение обязывает работодателей начислять зарплату из расчета не менее 20% от себестоимости продукции.

Ныне до 80% заводов находится в частных руках. Вот эти-то "руки" и не хотят брать на себя никаких дополнительных обязательств. В ряде регионов сторону работодателей в трехстороннем соглашении представляют люди из местных органов власти.

В стране зарегистрированы лишь 60 общероссийских объединений предпринимателей. Из них, по данным Минтруда, реально функционирует только половина, да и та представлена мелкими работодателями.

Сейчас мы ждем принятия закона. Мы уже создали Федеральный тарифный регистр, содержащий полную статистику по коллективным договорам. В Москве уже создан трудовой арбитражный суд для решения коллективных трудовых споров".

Владимир Деркач, заместитель председателя федерации профсоюзов Красноярского края:

"В строительстве любого общественного института необходимо разделять задачи фундаментальные и задачи формирования надстройки. Фундаментом социального партнерства является модель регулирования отношений на рынке труда, все остальные функции партнерства – создание поля для диалога сторон, обеспечение социального мира, экономического роста и т.д. – должны базироваться на этом фундаменте.

На данный момент социальное партнерство в России выглядит как здание, у которого есть крыша, но отсутствуют все остальные элементы конструкции.

Именно поэтому независимые иностранные эксперты характеризуют нынешнее состояние отношений социальных партнеров в России как преобладание формальных процедур социального партнерства, не имеющих реальных экономических последствий.

В ближайшей перспективе всем сторонам трудовых отношений предстоит занять свою нишу. Профсоюзы должны стать реальным коллективным представителем работников, способным обеспечить им более выгодные условия при продаже рабочей силы. Работодатели и исполнительная власть – в бюджетной сфере – должны отказаться от одностороннего механизма формирования цены на труд, а объединения работодателей – сформировать механизмы делегирования им прав представительства работодателей при заключении коллективных сделок на рынке труда. Государство должно сформировать такие "правила игры", которые бы создали баланс издержек и противовесов, подстегивая стороны к регулированию отношений.

Практика показала, что коллективные договора, заключаемые на уровне предприятий, не могут быть эффективным инструментом регулирования цены на труд. Данные соглашения должны выйти за рамки регулирования только тарифной части заработной платы, перейдя к принципу комплексного регулирования оплаты труда.

Необходимо одновременно отказаться как от рекомендательного характера соглашений, так и от жесткого установления параметров зарплаты, не учитывающего особенности конкретных предприятий.

За профсоюзами, властью и работодателями должно быть признано право бороться за установление более выгодных, в сравнении с остальными работниками, условий труда для членов профсоюза. Работник вступает в профсоюз для того, чтобы коллективно продать свой труд на более выгодных условиях.

Встречные обязательства работников должны быть столь же измеримы, как и обязательства работодателей по повышению цены на труд.

В качестве возможного вклада работников и профсоюзов в экономический рост могли бы стать: участие работников в инвестиционных программах своих предприятий; формирование собственной и самофинансируемой системы повышения квалификации рабочей силы и др.".

Сергей Панин, директор по правовым вопросам "Координационного совета объединений работодателей России" (КСОРР):

"Необходимо нормативное регулирование социального партнерства и принятие закона об объединениях работодателей. Основы социального партнерства заложены в Трудовом кодексе РФ. Все разработки были сделаны на федеральном уровне, поэтому, к сожалению, многие проблемы, возникающие в регионах, в Трудовом кодексе не регламентированы. В частности, существует проблема распределения региональных соглашений для работодателей: сочетания федерального и регионального законодательства. Например, в Трудовом кодексе РФ порядок распространения соглашений в регионах не определен. Федеральные структуры сегодня превышают свои полномочия, при этом забывая, что это прерогатива регионов".

Владимир Строганов, директор по социально- трудовым отношениям КСОРР:

"Закон об объединениях работодателей имеет давнюю историю. Еще в 1993 году была сделана попытка установить правовое поле в отношении работодателей. Тогда закон в прямом смысле сгорел в Белом доме.

Объединение работодателей сейчас существует в форме НКО. В новом проекте закона объединение работодателей – самостоятельная организационно-правовая форма, предполагающая ответ- ственность членов объединения за выполнение соглашений. Должны быть ужесточены меры по контролю за соблюдением соглашения. Это удовлетворит и работодателей и профсоюзы".

(А.Н.)

Социальное партнерство в России скоро сделают открытым  »
Юридические статьи »
Читайте также