ККМ и торговля по приходно-кассовым ордерам

Надо ли применять контрольно-кассовые машины в случае оформления приема денег от населения приходными кассовыми ордерами?

В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 18 июня 1993 г. №5215-I "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее -- предприятия) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

В то же время отдельные категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вправе осуществлять расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Перечень таких юридических лиц и предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержден Постановлением Совета Министров -- Правительства РФ от 30 июля 1993 г. №745.

В соответствии с пунктом 1 указанного Положения организации, не включенные в перечень, могут осуществлять торговлю (оказывать услуги) без применения контрольно-кассовых машин только в случае использования ими бланков строгой отчетности, которые утверждаются Минфином России по представлению соответствующих министерств и ведомств, а также организаций. В то же время в соответствии с п. 1.3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. №40, прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия; о приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата. При этом, как указано в п. 3 названного Порядка, прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Поэтому оформление приходных кассовых ордеров при приеме денежных средств от населения осуществляется наряду с применением контрольно-кассовых машин либо с использованием бланков строгой отчетности.

Данный подход подтверждается судебной практикой. Так, в Постановлении президиума Высшего арбитражного суда РФ от 5 ноября 1996 г. №3833/96 был сделан вывод, что поскольку используемые предпринимателем приходные кассовые ордера и квитанции к ним не являются бланками строгой отчетности и не утверждены в установленном порядке, решение Государственной налоговой инспекции о привлечении его к ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины является обоснованным.

Неприменение предприятиями при осуществлении денежных расчетов с населением контрольно-кассовых машин в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -- от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц -- от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

Лидия Берназ, ведущий юрисконсульт ЗАО "Юридический центр "Северо-Западный регион"

Губернатора развернули  »
Юридические статьи »
Читайте также