"Президент-отель" пересчитает звезды

Впервые российские гостиницы пройдут аттестацию по единой европейской системе

Публикуемое сегодня "Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения" потребует пересмотра оценки качества всех гостиниц страны.

По нашей просьбе документ комментирует заместитель министра экономического развития и торговли Владимир Стржалковский.

- По общепринятой в мире системе уровень обслуживания характеризуется количеством "звезд", которое присваивается гостинице: от вообще без "звезд" до пятизвездных отелей. Присваивают эти показатели комфорта специальные уполномоченные на то организации по просьбе администрации или владельцев гостиниц после тщательного их обследования на соответствие необходимого комплекса услуг. Но так уж получилось, что право присвоения "звезд" у нас имели целых четыре аккредитованные при Госстандарте организации. И если одна из организаций не соглашалась с администрацией гостиницы, просившей присвоить ей, скажем, четыре "звезды", считая, что уровень услуг не соответствует этой категории, администрация обращалась в другую организацию и нередко добивалась своего. А постояльцы жаловались, что за свои деньги они получили далеко не все, на что рассчитывали. Такие жалобы особенно участились в связи с развитием у нас иностранного туризма, да и наши соотечественники постоянно выражали недовольство: мол, платили деньги за пять "звезд", а услуги и на три не тянут.

Поэтому и было принято решение образовать единую систему классификации гостиниц. Подготовка к ней шла несколько месяцев, была создана рабочая группа, в которую вошли ряд директоров наших гостиниц, туроператоры по внутреннему и въездному туризму, представители научных кругов. Группа учитывала нюансы, существующие в других странах, - Франции, Германии, Испании. Больше всего почерпнуто было из французской системы.

Она предусматривает строгое ранжирование услуг в зависимости от категории гостиницы. Разумеется, чем больше "звезд", тем больше и услуг. В четырех- и пятизвездных отелях их перечень поистине огромен: от обязательного подноса багажа из машины в номер и из номера в машину до срочного мелкого ремонта одежды, от круглосуточного представления услуг питания до спортивно-оздоровительного центра с тренажерным залом и плавательного бассейна с сауной.

Теперь, когда у нас появилась единая система, отечественные гостиницы должны пройти классификацию на категорию. Старая категория уже не действует. Даже такие великолепные гостиницы, как, скажем, "Рэдисон-Славянская" или "Президент-отель", сегодня должны доказать свое право на максимальное количество "звезд". И только после аттестации они по праву смогут ставить это количество на своих буклетах и вывесках. И так по всей стране. Так что люди, выбирающие, где им приклонить голову в чужом городе, должны быть уверенными в том, что они получат именно тот уровень услуг, за который заплатили.

Но и это еще не конец. Дело в том, что единой мировой классификации гостиниц не существует. В каждой стране свои, как уже говорилось, нюансы. И одинаковое количество "звезд" вовсе не означает одинакового качества услуг. Скажем, первоклассные отели в Париже и первоклассные отели в Арабских Эмиратах различаются значительно, причем не в пользу Европы. А различий быть не должно, в мире уже пришли к этому пониманию. И по российской инициативе в следующем году в Санкт-Петербурге пройдет международная конференция по сближению национальных систем классификации гостиниц. Так что если одинаковое количество "звезд" в гостиницах разных стран еще не будет гарантировать и одинаковое качество услуг, то во всяком случае поставлена цель, чтобы различий стало меньше.

Подготовил Альберт Валентинов.

"Все включено", но далеко не люкс

В Хорватии "звезды" для гостиниц присваиваются министерством торговли. Следует учитывать историческую специфику хорватского туризма, чья инфраструктура закладывалась в эпоху Тито.

Туристический сервис на Адриатике расцвел в 1960-70-е годы, когда на побережье стали строиться весьма качественные и современные для того времени гостиницы, а населению было разрешено строить дома у самого моря. После войны в бывшей Югославии в 1992-1995 годах власти Хорватии поставили задачу обновить туристическую инфраструктуру. Сделаны первые шаги: в последние годы в отдельных городках появились отели по системе "все включено" с телевизорами, мини-барами и кондиционерами в номерах, с бассейнами и собственными благоустроенными пляжами. Правда, до полной модернизации турбизнеса еще далеко - не хватает средств, медленно идет приватизация. Непросто расширить территорию отелей для оборудования их пляжами и бассейнами, поскольку к ним примыкают частные владения, а частник также не намерен продавать участки, то есть расставаться с устойчивым и для многих единственным источником заработка. Туристам, пытающимся сравнить трех-, четырех- и пятизвездочные отели на курортах, к примеру, Испании, Италии и Франции с аналогичными гостиницами в Хорватии, стоит напомнить, что в Евросоюзе стандарты, в том числе туристические, унифицированы. Хорватия лишь подала в этом году заявку на прием в ЕС, и в лучшем случае ее могут принять туда не ранее 2007 года. Тогда, видимо, с отдельных отелей "слетят" одна-две звезды.

Константин Чугунов Сараево-Дубровник

На личном лифте - в номер

В Израиле гостиничный стандарт определяется специальным комитетом, постоянно функционирующим при Ассоциации владельцев гостиниц в Израиле. Состав комитета выборный. В него также кооптируются представители министерства туризма Израиля. Для присвоения гостиницам разряда высшего класса при комитете создается комиссия, в которую входят представители Международной ассоциации владельцев гостиниц.

При присвоении квалификационного статуса (количество звезд) в расчет принимаются просторность, отделка, оборудование номеров и подсобных помещений, выучка персонала и место расположения гостиницы. Примечательно, что в приморском городе Ашдоде несколько высококлассных гостиниц получили разряд "пять звезд" только после того, как обычный тротуар вокруг фонтанов был заменен на многоцветный. Прекрасный отель "Цель арим" ("Тень гор") на берегу Мертвого моря остается трехзвездочным потому, что размер двух бассейнов на 150 номеров признан комитетом недостаточным.

В Иерусалиме гостиница "Царь Соломон" относится к разряду роскошных (звезд 5+), потому что внутри существует как бы еще одна гостиница для супербогатых с личными лифтами прямо в номера, меняющейся галереей картин на стенах, с прикрепленным к постояльцам личным обслуживающим персоналом и транспортом. В гостинице "Царь Соломон" целая сеть детских развлекательных комплексов от огромных водных горок до мини-планетария.

Захар Гельман Тель-Авив

Grand hotel europe откупился за "бесценок"  »
Юридические статьи »
Читайте также