Наказание на $6 миллиардов Всемирная организация автотранспорта намерена исключить Россию

Российские международные автоперевозки переживают сильнейший кризис за всю историю существования рынка. Всемирная организация автомобильного транспорта (IRU) намерена приостановить деятельность транзитной системы TIR на территории России, до тех пор пока ГТК не согласится на предложения IRU по урегулированию проблем по претензионным выплатам. Если Россию исключат из системы TIR, встанет рынок, ежедневный оборот которого равен $125 млн.

С начала года, по данным IRU, российские таможенники оформили 600 тыс. грузовиков с импортными товарами. Если исходить из того, что средняя сумма таможенных отчислений составляет примерно $10-13 тыс. с грузовика, то в случае приостановки действия книжек МДП для России бюджет страны потеряет не менее $6 млрд годового дохода.

В свою очередь в ГТК ущерб, нанесенный международными перевозчиками, оценивается в $60 млн. Именно на такую сумму были поданы иски против перевозчиков со стороны таможни. Проблему породила так называемая недоставка грузов до региональных таможен. Этот механизм ухода от таможенных платежей пользуется огромной популярностью у контрабандистов. До 1992 года IRU получала со всего мира не более 40 претензий по выплатам страховки за пропавшие грузы. В 1999-2000 гг. ГТК направил IRU 2500 претензий.

IRU уже имеет опыт преодоления подобных кризисов. В обход пула страховщиков организация договаривается со страной, имеющей претензии, о разрешении спорных вопросов и сумме компенсации. Таким образом удалось решить проблему в Германии, 28 ноября подобное соглашение было заключено с Белоруссией и такой же документ был подписан в начале прошлого года с российской таможней. Согласно нему в течение трех лет организация обязалась перечислить ГТК "в рамках технической помощи" $20 млн. Текст соглашения на этот год был направлен главе ГТК Михаилу Ванину в феврале, но до сих пор IRU не получила на него ответа. По сведениям "Известий", российская таможня не намерена идти на компромисс. Выступая в среду на пресс-конференции, первый зампред ГТК Леонид Лозбенко заявил, что перевозки по России составляют порядка 25% общего числа перевозок в мире. Поэтому выход России из конвенции о МДП будет невыгоден как России, так и европейским перевозчикам.

В IRU считают, что количество претензий из России связано со слишком вольной трактовкой таможней конвенции МДП - вместо выявления и устранения причин роста контрабанды в ГТК начали рассматривать TIR как систему возмещения ущерба, нанесенного контрабандистами.

Екатерина Выхухолева, Игорь Попов

Россия намерена максимально восстановить свои позиции в Международной организации по стандартам – председатель Госстандарта РФ  »
Юридические статьи »
Читайте также