Гарантии? Подождете

Вчера Совет Госдумы в очередной раз отложил рассмотрение законопроекта о гарантировании банковских вкладов населения, перенеся его на осень. Инициатором оказалась фракция ОВР, поддержанная правительством.

"Законопроект полностью готов к принятию в первом чтении, нет никаких причин снова переносить его", — прокомментировал "Времени МН" решение думского "ареопага" глава банковского комитета палаты Валерий Зубов. Лоббизм и интриги он исключил, считая, что в данном случае вышло "недоразумение": "Тем, кто принимал политическое решение (а оно политическое), видимо, не хватило времени детально ознакомиться с содержанием".

Точку зрения парламентария в Думе разделяют далеко не все. Люди сведущие поделились с нашей газетой своими соображениями, разрешив использовать информацию на условиях анонимности.

Аргумент о нехватке времени трудно считать главным: законопроект готовили целый год. К тому же до недавнего времени между сторонами царила если не идиллия, то согласие по основным вопросам. В начале апреля думцы вместе с представителями правительства сняли все формальные и технические разночтения и после всех проволочек наметили дату рассмотрения — в мае.

Сторонником законопроекта выступал ЦБ, увидевший в нем новые возможности по надзору за кредитными организациями и "расчистки" банковского ландшафта. Правда, в ответ встревожились банкиры, в особенности мелкие и средние, поначалу поддержавшие принятие документа: у Банка России появился бы карающий дамоклов меч. Несколько "подгадил" и появившийся в начале мая доклад МВФ о положении в финансовом секторе России. Его эксперты выразили тревогу, что в систему гарантирования попадут заведомо слабые банки, за которые придется расплачиваться федеральному бюджету как конечному гаранту. Предлагалось перевести сперва кредитные организации на систему отчетности МСФО, позволяющую видеть истинное положение банков, однако при таком раскладе создание системы гарантирования вкладов населения отодвинулось бы на 2006 год.

Доводы МВФ при всей их весомости не сыграли бы своей роли, если бы не возникли разногласия внутри правительства об органе, который станет "рулить" системой страхования. Кандидатура АРКО устраивает далеко не всех, в том числе и часть президентской администрации. И если все же выбор остановится на ней, придется "тормознуть" тогда готовые ко второму чтению поправки в законопроект о банкротстве кредитных организаций и приступить к корреляции обоих готовых текстов.

Но даже и не эти резоны, а чисто политические соображения спутали все карты. В Кремле приняли решение не поддерживать законопроект, поскольку отдельные его положения могут не понравиться населению. В частности, вкладчики Сбербанка, который после памятного дефолта 1998 года приобрел стойкую репутацию единственного островка надежности и стабильности, к 2007 году лишаются государственных гарантий по своим депозитам. Пренебрегать недовольством многомиллионного электората в канун парламентских и президентских выборов кремлевские политтехнологи считают делом рискованным. Так что лучше от греха подальше отложить вопрос до осени. А там — выборы, глядишь, и не до него будет.

Справка

Законопроект о страховании вкладов физлиц предусматривает возмещение вкладчику одного банка максимально 120000 рублей. Из них 20000 выплачиваются сполна, от остальной суммы — 75%. Компенсация осуществляется за счет страхового фонда, в который банки должны ежегодно отчислять 0,6% от совокупно привлеченных вкладов населения. Возможный дефицит страхового фонда предполагается покрывать за счет федерального бюджета.

Сергей Гук

Не вспугните капитал!  »
Юридические статьи »
Читайте также