Петр Авен: "В стране есть недооцененные активы"

Крупнейший российский частный банк - Альфа-банк заинтересовался телекоммуникационным бизнесом три года назад, войдя в число акционеров крупного оператора Golden Telecom. Через год с небольшим банк продвинулся и на Украину, купив значительный пакет акций тогдашнего лидера рынка мобильной связи, компании "Киевстар GSM". Другому члену группы "Альфа" - компании "Альфа-Эко" - принадлежат пакеты сотовых операторов "ВымпелКома" и "МегаФона". "Альфа" занимается объединением всех телекоммуникационных бизнесов в единый холдинг, способный посоперничать с "Системой Телеком" за титул крупнейшего телекоммуникационного холдинга в СНГ.

Петр Авен, президент Альфа-банка, председатель совета директоров Golden Telecom

В Golden Telecom, ставшей за последние годы крупнейшим альтернативным оператором, наступает новый этап развития: эпоха крупных приобретений закончилась, и компании предстоит сосредоточиться на повышении эффективности бизнеса и снижении издержек. О планах "Альфы" в отношении телекоммуникационного и банковского бизнесов, а также о своем понимании политического момента "Ведомостям" рассказал президент Альфа-банка, председатель совета директоров Golden Telecom Петр Авен.

"Основные слияния уже произошли".

- Как идет объединение телекоммуникационного бизнеса "Альфа-Эко" - владельца пакетов "ВымпелКома" и "МегаФона" с подразделением Альфа-банка, которому принадлежат доли в компаниях Golden Telecom и "Киевстар". ..

- Мы сейчас прорабатываем вопросы такого объединения. Оно представляется нам необходимым для централизации функции управления. Структура собственности "Альфа-Эко" и Альфа-банка достаточно близкая, поэтому управленческая децентрализация неразумна. Вполне естественно формирование единой стратегии развития этого бизнеса.

- Как оценивались доли этих двух подразделений "Альфа-групп" в телекоммуникационных активах?

- Учитывая добрые отношения акционеров между собой, все вопросы оценки мы решили. Конечно, при этом использовались профессиональные оценщики.

- Каковы долгосрочные приоритеты "Альфы" в телекоммуникационном бизнесе? Планируете ли вы выходить из него, выгодно продав свои доли?

- Мы всегда говорили, что мы не стратегические инвесторы в отрасль связи. "Альфа" - прежде всего финансовая структура. С другой стороны, российский телекоммуникационный бизнес имеет колоссальный потенциал на ближайшие десятилетия. Сколько мы в нем останемся, никто сейчас сказать не может. Но говорить о том, что у нас есть план выйти через год, два или три, - это неправда.

Не являясь специалистами в телекоммуникациях, мы думаем, что в этом бизнесе мы задержимся из-за того, что он еще долго будет быстро развиваться. Точка насыщения еще очень далека. Поэтому никаких вариантов продажи своих телекоммуникационных активов мы сегодня, конечно, не рассматриваем.

- Признаков насыщения вы не наблюдаете?

- Конечно, нет. На мобильном рынке доходы растут на 50 - 80% в год. Это очень быстрорастущий рынок. И для нас, как для инвесторов, нет причин уходить с него. Идея инвесторов - выйти на растущий рынок и, когда он перестает быстро расти, продать свои активы.

- А вы рассматриваете возможность "тонкой наладки" своих телекоммуникационных активов - что-то докупить, что-то продать?

- На уровне компаний есть фрагменты бизнеса, которые продаются или покупаются. Например, компания Golden Telecom занимается главным образом фиксированными телекоммуникациями и считает свой бизнес мобильной связи на Украине непрофильным. Его мы, возможно, готовы продать. Но говорить, что мы собираемся системно выходить из какого-то направления бизнеса - фиксированной связи или мобильной, нельзя.

- Рассматривается ли возможность слияния украинского и российского мобильных бизнесов - "Киевстара", "ВымпелКома", "МегаФона"?

- Возможность есть всегда, но с учетом ситуации вокруг "МегаФона" в практической плоскости этот вопрос не стоит. Практических разговоров об объединении этих бизнесов нет, хотя теоретическая возможность существует.

- Что послужило причиной недавних кадровых перестановок в Golden Telecom?

- Основной кадровой перестановкой стали уход главного операционного директора компании Стана Аббелооса и назначение на эту позицию Михала Чупы. Мы крайне благодарны Стану, он человек исключительной квалификации, очень надежный, очень опытный, и он сыграл существенную роль в нынешних успехах компании. В последние годы он являлся правой рукой президента и главного управляющего Golden Telecom Александра Виноградова.

Уход из компании был инициативой Стана. Вероятно, это связано с многолетней усталостью. Он бельгиец, но уже много лет живет вне Бельгии - в Китае, потом в России. К тому же Golden Telecom начинает новую жизнь: мы завершили два больших слияния - сначала с "Совинтелом", а потом с "Коминком-Комбеллгой". Сейчас начинается новый этап в деятельности компании - и ему надо было подряжаться остаться здесь еще на несколько лет, на новый этап жизни. Стану это показалось не очень интересным, к тому же он заработал достаточные деньги. Для него этап становления компании был завершен. Мы нашли на замену Стану Аббелоосу нового очень перспективного человека - Михала Чупу из Чехии. Мы думаем, что он сможет выполнить возложенные на него задачи.

Еще ряд менеджеров - до 80 человек - ушли из компании в процессе слияния с "Коминком-Комбеллгой". Это вполне естественные управленческие изменения. Одно из последствий слияния - сокращение дублирующих функций, которых было достаточно много.

- То есть теперь основной фокус бизнеса будет сделан на органическом росте?

- На органическом росте и на сокращении издержек. Если сравнить ключевые показатели производительности труда Golden Telecom с западными аналогами, мы можем видеть, что они несколько отстают. Как и у всех российских компаний, у нас производительность труда пониже. Это касается прежде всего количества работников. Как только мы начинали заниматься компанией, нам J"son & Partners делали оценку - и все показывало, что численность персонала в Golden Telecom больше, чем в подобных западных компаниях. Поэтому я думаю, что уже начавшееся сокращение издержек будет в ближайшие годы приоритетным и для Александра Виноградова, и для Михала Чупы.

- В том числе и через сокращение персонала?

- В том числе и через это.

- Golden Telecom озвучивала планы своих акционеров по увеличению количества акций, находящихся в обращении (free float). Как изменится при этом конфигурация акционеров?

- Этот вопрос пока обсуждается как идея. При этом сегодня у нас уже нет такого острого желания увеличить free float, как раньше. Раньше считалось, что акции Golden Telecom оценены неадекватно и растут слишком медленно. Сейчас эти бумаги торгуются по $35 - 37 за акцию, мы удовлетворены ростом рынка.

Идея увеличить free float возникла, когда стоимость всех 6,4 млн акций Golden Telecom, которые находятся в свободном обращении, составляла около $80 млн. Акции тогда стоили $12 - 13 . Инвесторы не могли вкладывать достаточно денег в акции компании. Консультанты указывали, что $200 млн - минимальный объем акций, которые должны быть на открытом рынке для компаний масштаба Golden Telecom. Мы его преодолели: цена выросла почти втрое, и в свободном обращении сегодня находятся акции на $200 - 250 млн.

Капитализация самого Golden Telecom преодолела $1-миллиардный рубеж, сейчас компания стоит $1,2 млрд. Это своего рода флажок: когда стоимость компании превышает $1 млрд, в игру на рынке вступает уже другой круг инвесторов.

- А у "Альфы" нет планов уменьшения своей доли путем продажи части акций на открытом рынке?

- У "Альфы" никакой идеи уменьшения своей доли через увеличение free float нет.

- Как вы оцениваете итоги работы Golden Telecom в 2003 г. ?

- Бизнес компании рос хорошими темпами: органический рост составил 21% , а если считать все приобретения, бизнес вырос на 81%. Что касается стратегических целей - так же, как и Альфа-банк, идущий в розничный бизнес, Golden Telecom планирует активно расширять присутствие на рынке малого бизнеса и на розничном рынке. В Москве Golden Telecom контролирует больше 80% рынка корпоративного бизнеса, но расширение присутствия на рынке мелкого бизнеса и розницы - вещи совершенно необходимые. Правда, существующая в России практика субсидирования местной связи за счет междугородной и международной делает розничный телекоммуникационный бизнес достаточно непрозрачным и тормозит наше развитие на этом рынке.

Другая стратегическая цель - сокращение расходов. Мы много времени занимались структурой компании вместе с McKinsey, которая нас консультировала по этому вопросу. Учитывая, что у нас и дальше будут поглощения и слияния, это для нас фундаментально важно.

- Вы говорите о розничном рынке. .. При этом у Golden Telecom нет подразделения, занимающегося частными лицами в Москве?

- В компании есть отдел, занимающийся малым и средним бизнесом. Он же занимается частным сектором. Услуга, которую мы продаем, - качественная цифровая связь, коммутируемый Интернет, высокоскоростные каналы передачи данных. .. Частное лицо, покупающее такую услугу, не просто хочет потратить больше денег на связь - как правило, это человек, который работает дома и которому нужно несколько больше услуг связи, чем те, что он может получить, пользуясь обычным телефоном.

- Розничные продажи карточек доступа в Интернет, интернет-телефонии (IP) и т. п. - убыточное направление?

- Я бы не сказал, что это суперприбыльный бизнес, но он не убыточен. Это хороший инструмент для того, чтобы показать себя на новых географических рынках. Наши карточки доступа в Интернет ROL - это своего рода входной билет в регион. Они не требуют серьезных затрат, и обычно это первое, что мы предлагаем, входя в новый регион. Когда определяется структура рынка - мы видим, что он интересен и эта услуга востребована, - мы приходим с нашим обычным корпоративным бизнесом, с оборудованием, с каналами.

В Москве Golden Telecom имеет огромные телекоммуникационные мощности, и ночью эти сети простаивают. Доступом в Интернет по телефонным линиям пользуется главным образом молодежь. После ужина пользователь заходит в Интернет и работает с компьютером. Поэтому сам бог велел использовать эти каналы, которые по ночам наполовину "качают воздух".

- Расскажите о возможных альянсах Golden Telecom с другими операторами.

- Мы видим синергию в работе Golden Telecom с другими телекоммуникационными бизнесами. Вместе с "ВымпелКомом" мы построили транспортную телекоммуникационную сеть в Санкт-Петербурге. Мы думаем и о других совместных проектах с "ВымпелКомом" - например, по строительству междугородных каналов связи.

"Главная проблема - это закон "O связи".

- Как оцениваете конкурентную ситуацию на рынке, где работает Golden Telecom? Похоже, конкуренция усиливается. Так, "Система" сливает свои активы в единого цифрового оператора.

- Мы с большим уважением относимся ко всем конкурентам, в том числе к "Системе" - очень опытному и сильному игроку на этом рынке. Мы не знаем их конкретных планов по слиянию, но уверены, что для нормального развития нам нужен сильный конкурент. "Система" - наш единственный мощный конкурент на рынке фиксированной связи, и мы искренне желаем, чтобы они хорошо развивались.

Проблема конкуренции не в нас и не в "Системе", а в том законодательном поле, которое создано новым законом "О связи". Мы были противниками этого закона, считаем, что он основных проблем отрасли не решил, а только их усугубил.

Мы считаем, что у регулятора, которым сегодня выступает реформируемое Министерство связи, есть избыточные функции: функции установления правил смешаны с функциями надзора и де-факто смешаны с функциями оперативного управления, ведь "Связьинвест" и "Ростелеком" тоже находятся под фактическим контролем министерства. Получается, что один и тот же орган придумывает правила, контролирует их выполнение и сам работает на этом рынке. Мы считаем, что все это - нечестная конкурентная среда. Запутанная и неясная. ..

- Как вы относитесь к вводимому законом механизму универсальной услуги?

- Он еще более усугубляет непрозрачную ситуацию. Якобы направленный на телефонизацию всей страны, он в действительности создает непонятные косвенные налоги на компании. Я, как человек, занимавшийся всю жизнь не связью, а экономикой, могу сказать, что первым необходимым свойством системы налогообложения должна быть прозрачность. Механизм универсальной услуги - сбора денег с операторов и в особенности их траты - совершенно непрозрачен.

Новый закон "О связи" закладывает основу для недобросовестной конкуренции. На наш взгляд, в отношении регулирования и создания конкурентной среды в отрасли связи нужны серьезные изменения.

- А подзаконными актами эту проблему можно решить?

- Наверное, что-то можно исправлять подзаконными актами. Но я уверен, что рано или поздно у нас будет новый закон о связи. Я верю в конечное торжество либеральных ценностей.

- А как вы предлагаете решать проблемы телефонизации села, если не прибегать к универсальной услуге?

- Экономическая теория советует оказывать все социальные услуги напрямую из государственного бюджета, отдельной бюджетной строкой. И никак иначе. Не перекрестным субсидированием, не переложением бремени на кого-то еще. Из бюджета телефонизировать социально значимые регионы. Это было бы ясно и понятно, честно и открыто. А подобные механизмы - с кого-то брать, кому-то отдавать - нигде не работают.

- А как же ссылки Минсвязи на европейский и американский опыт?

- Не надо ссылаться на плохой зарубежный опыт. Социалистические идеи, к сожалению, достаточно глубоко проникли в сознание человечества. Но от этого они не стали более правильными. Наиболее справедливый экономический механизм - непосредственное субсидирование из бюджета. По-другому только воруют.

- В связи

Депутаты отзывают поправку в закон о рынке ценных бумаг с требованием листинга в РФ до проведения ipo за рубежом  »
Юридические статьи »
Читайте также