Директору следует подучиться

Жизнь школы нельзя менять резко, это знают не только директора, но и, слава богу, представители государственной власти. Однако то, что в современном виде наши школы и гимназии отстали от времени, тоже всем ясно. Поэтому в России принята программа модернизации российского образования, рассчитанная на несколько лет. Шаг за шагом. Какие-то шаги делаются уже сейчас. Куда они ведут, что ждет школу, учеников, родителей в ближайшем и более отдаленном будущем, особенно важно узнать накануне учебного года. Об этом корреспондент Наталья Анисимова беседует с председателем комитета по образованию Санкт-Петербурга Ольгой Ивановой.

— Едва ли не главный вопрос, волнующий всех участников образования, — станут ли наши школы богаче, а если да, то когда это произойдет? Трудно говорить о развитии, если директора вынуждены выпрашивать у районных чиновников деньги не только на учебное оборудование, но и на такие насущные предметы обихода, как мебель, светильники, посуду...

— В июле состоялось заседание правительства Петербурга, на котором рассматривался вопрос перехода образовательных учреждений к финансовой самостоятельности. Приведу простой пример. Допустим, школе нужны новые парты. Сегодня директор вынужден просить об этом заведующего районным отделом образования, который распоряжается общими «учебными» деньгами. Как и у всех людей, у него могут быть свои симпатии и антипатии. Понятно, что объективность и справедливость распределения средств в этом случае не гарантированы, вот и получается, что в одной школе густо, в другой пусто.

Такая парадоксальная ситуация, при которой директор учреждения не является хозяином финансовых средств, распорядителем кредитов и не имеет в штате даже своего бухгалтера, существует только в сфере образования. А ведь по Закону об образовании каждая школа — это самостоятельное юридическое лицо, имеющее право на собственный счет в банке и изрядную свободу в распоряжении имеющимися средствами. Пока только треть учреждений общего образования Петербурга воспользовались этим правом, финансирование оставшихся ведется через централизованные бухгалтерии при районных отделах образования.

Эту ситуацию необходимо срочно менять, а первым шагом должна стать разработка нормативов финансирования школ. Общий принцип здесь таков: деньги идут за учеником. Государство определяет, сколько стоит обучение школьника в различных видах учебных заведений (школе, гимназии, лицее) в течение года. После этого любой директор, зная количество учащихся, с легкостью подсчитает, какие бюджетные средства гарантированно получит его учебное заведение. Нормативы стоимости обучения одного ребенка сейчас разрабатываются комитетом экономики и промышленной политики и комитетом финансов.

Переход школ на финансовую самостоятельность очень непростой процесс. Нашим директорам остро не хватает знаний и опыта в сферах менеджмента, юриспруденции, экономики, их квалификацию необходимо повышать. Сейчас комитет по образованию совместно с ведущими образовательными центрами нашего города работает над созданием программ повышения квалификации директоров.

— Остается надеяться, что директора справятся со сложностями современного управления. А также — что нормативы финансирования будут оптимальными. И внебюджетные средства — спонсорские взносы и доходы от дополнительных образовательных услуг — пойдут действительно на развитие образования, а не на латание дыр

— Вот именно, новая схема дает уверенность, что заработанные школой и подаренные деньги пойдут на дело. Кто знает доподлинно, как расходуются они сегодня? Нет никакой прозрачности в использовании этих средств. А новая система предполагает, что у каждой школы появится свой расчетный счет. Через него и должны проводиться все внебюджетные деньги, а значит, каждый родитель будет уверен, что они пойдут по назначению, на создание лучших возможностей для учебы в конкретной школе, конкретном классе. Тут уже все видно как на ладони. Заметно возрастет роль родительских комитетов и общественных советов, которые смогут не только прослеживать движение денег, но и принимать участие в планировании расходов.

— Нынешние родители чаще жалуются не на бедность школы, с этим худо-бедно смирились. Многих не устраивает уровень образования, то есть профессионализм учителей. Особенно часто слышно недовольство словесниками. Изменится ли система определения профпригодности педагогов?

— В то время когда я работала завучем, в моих обязанностях было время от времени просматривать тетради, уже проверенные учителем. Так решалась проблема компетентности предметника. Сегодня такого жесткого контроля нет. Конечно, каждый руководитель использует свои методы и отвечает за уровень подготовки учителей. Что здесь можно посоветовать родителям? Если вы не довольны конкретным учителем, проявляйте инициативу, обращайтесь к директору.

А вообще-то погоду делает ситуация на рынке труда. В этом году школам не хватает 1580 учителей, в прошлом — 1330. Особенно острый дефицит как раз преподавателей словесности, а также иностранного языка, физкультуры и обществоведения. Из выпускников РГПУ им. А. И. Герцена, а это ведущий педагогический вуз нашего региона, в школу идет лишь десятая часть. Понятно, что главная причина этого — низкая зарплата.

Губернатор Петербурга пообещала к концу 2004 года довести минимальную зарплату работников бюджетной сферы до прожиточного минимума. В сентябре молодой педагог будет получать 3800 рублей, а к концу календарного года — около 5000 рублей, учитель высшей категории, соответственно, около 6000 и 8000 рублей.

Частично решить проблему кадрового дефицита поможет целевой набор в РГПУ, когда школы дают направление конкретным абитуриентам, и те, поступив и отучившись, придут в классы.

— А как изменится программа в старших классах? Ведь известно, что с 1 сентября 2006 года в российских школах должно быть введено профильное обучение. Значит, готовить детей к нему надо уже сейчас.

— Это не «декретная» мера, и жесткой даты быть не может. У нас эксперимент по профильному обучению проводится с 2000 года — 13 школ в 11 районах разрабатывают разные образовательные модели.

Новая форма предполагает, что с 9 класса школьники начинают профессиональный поиск. Понятно, что определиться в 15 лет сложно. Поэтому останется базовая программа по всем предметам плюс к тому будет проводиться дополнительная более глубокая подготовка по различным направлениям, так называемым профилям. Задача очень простая: дать подросткам возможность попробовать себя в различных областях и найти свой профессиональный интерес.

— Многих интересуют перспективы Единого государственного экзамена. Будет ли расширяться этот эксперимент, к чему готовиться нынешним одиннадцатиклассникам?

— Петербургу стыдно плестись в хвосте эксперимента, который охватил уже почти всю страну. А мы включились в подготовку к ЕГЭ с опозданием, в середине учебного года, из-за чего репетиционный экзамен прошел с техническими сложностями. К счастью, из этих ошибок мы сделали выводы: основной экзамен 3 июня прошел без сбоев, да и результаты, показанные выпускниками нашего города, выше общероссийских.

О том, к чему готовиться учителям, детям и родителям, мы, памятуя о прошлогоднем опыте, объявим уже в начале учебного года. У комитета есть предложение оставить в форме ЕГЭ рус-ский язык, а в качестве такого же экзамена по выбору включить иностранный язык, то есть придерживаться филологического профиля. Впрочем, пока есть время, чтобы определиться окончательно.

В прошедшем учебном году одиннадцатиклассникам было предложено выбирать форму экзамена по литературе — сочинение, устный экзамен или защита реферата. В наступающем году предполагается оставить только одну из этих форм. О ЕГЭ по литературе пока речи не идет, практически все специалисты считают, что материалы единого госэкзамена по этому предмету недоработаны.

— Есть ли все-таки конкретные новшества, которые ожидают наших учеников уже в этом учебном году? Например — тема также насущная, — как изменится качество школьного питания? Как будет проходить очередной набор в первые классы?

— Стоимость питания школьников с 1 сентября прошлого учебного года осталась прежней — 30 рублей 35 копеек в день. Изменилось другое. В июне правительство издало постановление, в котором прописаны новые требования к ассортименту продуктов. Теперь четко определен и рацион, и калорийность питания, и то, что можно продавать в школьных буфетах. Наконец из продажи исчезнут жевательные резинки, чупа-чупсы, газированные напитки, мороженое, чипсы... То есть то, что пользуется у детей большим спросом, но очень вредит их здоровью.

Что касается приема в первые классы, здесь без общественного обсуждения не обойтись. Этот процесс принимал разные формы, но всегда родители были недовольны. Тесты и конкурсы для маленьких детей, похожие на экзамен, осуждены справедливо. То, что происходит сейчас — костры у престижных школ накануне первого дня приема, — тоже не дело. И «добровольно-принудительные» курсы для тех же дошколят вызывают сомнение.

Нужно искать золотую середину, что мы сейчас и делаем. Наверное, не стоит отказываться от привязки школы к месту жительства ребенка. Пусть не жесткий, но «географический» принцип все-таки нужен. Наверное, и способности будущего первоклассника учитывать надо. Подходит ли ему выбранный профиль, справится ли он с нагрузкой. А возможно, в каждой школе должен быть свой механизм набора.

Обобщая, скажу так. Нельзя решать школьные проблемы наспех, и мы выбрали не самый быстрый, но верный путь: советоваться с профессионалами, специалистами и родителями. В сентябре я проведу вторую Интернет-конференцию, которая, уверена, приблизит нас к принятию конкретных решений по самым разным направлениям. Главное — чтобы в этом обсуждении звучало как можно больше заинтересованных голосов.

1 сентября в 1373 первых класса придут 32 тысячи малышей. Больше всего первоклассников ожидается в Выборгском, Калининском, Приморском, Невском районах. В среднем же в каждом районе их будет около 3 тысяч.

Ввод в строй новых или реконструированных школ к первому сентября не запланирован. Все новоселья произойдут позже: до конца 2004 года будет сдана в эксплуатацию после капитального ремонта школа № 108. В будущем откроются еще три школы.

Всего же в Петербурге 641 общеобразовательная школа, в том числе 68 гимназий и 35 лицеев.

Углубленное изучение отдельных предметов предлагает 131 образовательное учреждение. Из них 88 языковых, 16 естественно-научных, 13 художественно-эстетических, 7 физико-химико-биологических, 4 технологических, 2 экономических, 1 музыкальное.

Кроме того, в городе работает 21 вечерняя (сменная) школа; 56 коррекционных школ и школ-интернатов (в том числе 5 сиротских).

Наталья Анисимова

Депутаты Законодательного собрания отклонили проект закона "О попечительских советах образовательных учреждений в Санкт-Петербурге".  »
Юридические статьи »
Читайте также