На российских дорогах застрахуют по новым правилам

С 1 июля вступает в силу Закон "Об обязательном страховании владельцев транспортных средств", который был принят Госдумой уже больше года назад. Теперь страховщики, автовладельцы и ГИБДД будут играть по новым правилам.

Страховщики и ГИБДД приняли закон буквально на ура, в то время как автовладельцы оценивают его довольно скептически. В его принятии они видят навязывание сверху дополнительных затрат. Страховщики и ГИБДД в ответ уверяют, что закон будет действовать исключительно во благо автовладельцев и позволит избежать массы проблем по возмещению ущерба от ДТП. Говоря это, страховщики имеют в виду практику, когда, попадая в аварию по вине другой стороны, автовладельцы зачастую не могут получить компенсацию, так как дела "зависают" в судах либо виновники ДТП отказываются платить. Наконец, как уверяют в ГИБДД, вступление в силу закона позволит окончательно решить проблему так называемых "подстав" на дорогах. По признанию ГИБДД, в Москве действует целый ряд преступных группировок, которые специализируются на таком виде криминального бизнеса.

Страховщики надеются на толчок

Более того, страховщики не устают повторять, что Закон "Об обязательном страховании владельцев транспортных средств" никакой выгоды им не принесет, более того, он убыточен (здесь страховые компании ссылаются на мировой опыт). По их словам, обязательное страхование гражданской ответственности перед третьими лицами они расценивают в первую очередь как расширение клиентской базы по другим страховым программам. По словам заместителя генерального директора ОАО "Страховая компания "Класс" Ольги Мотенко, огромный рынок автострахования даст толчок развитию всему портфелю страховых компаний. Главное -- это цивилизованные отношения между автовладельцами и страховщиками.

По ее мнению, пока рано говорить о достоинствах и недостатках закона. Нужно время, чтобы посмотреть, насколько он эффективен. "Необходимо, чтобы государство донесло до автовладельцев следующую мысль: автострахование -- это не узаконенный налог, а необходимость для каждого владельца машины", -- подчеркнула она. В целом, по ее словам, страховые компании удовлетворены утвержденными тарифами, а вот некоторым категориям граждан они могут показаться несколько завышенными.

Как считает заместитель генерального директора Российской ассоциации страховщиков ответственности владельцев автотранспорта (РАСОВТ) Юрий Бугаев, через полгода страховщики могут поднять вопрос об изменении тарифных ставок и коэффициентов. Это право предусмотрено Законом "Об обязательном страховании автогражданской ответственности".

Тарифы согласовали

"Мы наконец решили практически все принципиальные вопросы, и закон вступит в силу в срок. Aльтернативы этому закону нет, так как количество аварий, как и число пострадавших, не уменьшается, а даже имеет тенденции к росту. Так, общий ущерб от ДТП в год составляет около 200 млрд рублей, в том числе ущерб по транспорту -- 50 млрд рублей", -- говорит председатель президиума РАСОВТ Игорь Жук. Первоначально страховые компании выступали против предлагаемых правительством базовых тарифов для физических лиц, считая их заниженными (1980 рублей. -- Прим. "ДП"). Однако итоговая стоимость страхового полиса в итоге оказывается гораздо выше, исходя из расчета вышеназванных коэффициентов (стоимость страхового полиса в Москве, Петербурге и Ленобласти см. таблицу 2). Например, стоимость страхового полиса "Жигулей" 99-й модели в Петербурге и BMW третьей серии, исходя из того, что к управлению обоих автомобилей допущено одно лицо, его водительский стаж превышает 2 года, а самому водителю больше 22 лет, отличается практически в 2 раза (3560 рублей и 6050 рублей соответственно).

Оштрафуют с января

Как подчеркнул в беседе с корреспондентом "ДП" начальник отдела организационно-методического обеспечения пропаганды безопасности движения ГУ ГИБДД СОБ МВД Дмитрий Кириллов, дорожная инспекция всегда и везде подчеркивала необходимость принятия данного закона, действующего во многих странах мира. По его словам, после вступления закона в силу инспектора будут проверять у водителей только наличие страхового полиса машин. "В остальном же все останется, как было. Только в причинах ДТП теперь будут еще разбираться и представители страховых компаний", -- отметил он. Приобрести страховой полис все автовладельцы должны до 1 января 2004 года. Те, кто этого не сделает, во-первых, не смогут пройти техосмотр, во-вторых, будут штрафоваться (от 500 до 800 рублей).

Однако те автовладельцы, которые будут ставить автомобиль на учет в ГИБДД и проходить техосмотр после 1 июля, будут обязаны застраховать свою ответственность, не дожидаясь 1 января. Те автовладельцы, которые приобрели полис добровольного страхования гражданской ответственности, не освобождены от приобретения обязательного. "Наличие полиса о добровольном автостраховании не говорит о том, что не нужно приобретать полис обязательного страхования. Добровольное страхование -- это личное дело каждого, тогда как обязательное -- предписано государством", -- говорит заместитель генерального директора РАСОВТ Юрий Бугаев.

Порядок действий

По новому закону действия автовладельца, который попал в аварию, должны быть следующими: он обязан сообщить другим участникам указанного происшествия сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства. Эта норма распространяется также на водителя автомобиля, если он управлял транспортным средством в отсутствие страхователя. После этого страхователь должен сообщить своей страховой компании о ДТП.

Рынок поделят "по-честному"

По закону страховая компания, которая намерена осуществлять обязательное страхование автогражданской ответственности, обязана иметь в каждом субъекте РФ представительство. Однако, как признают страховщики, это требование нереально осуществить. Те компании, у которых нет своей региональной сети, будут заключать договора со своими представителями. Такой компанией может стать любая страховая компания, которая имеет лицензию на такую деятельность. Получать лицензию на страхование автогражданской ответственности компаниям не нужно.

"Федеральные и региональные страховые компании поровну поделят рынок обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО)", -- считает генеральный директор РАСОВТ Андрей Слепнев. По его мнению, при этом невозможно однозначно сказать, у каких компаний наиболее выгодные позиции. "Так, преимущество федеральных компаний в том, что они могут постоянно расширяться, тогда как региональные компании лучше знают специфику и потребности своего региона", -- отметил Андрей Слепнев.

"Тарифы у всех одни, соответственно, цена полиса, как и его лимит, также будут одинаковыми. Поэтому любые проявления демпинга будут немедленно замечены и пресечены", -- говорит Андрей Слепнев.

Петербург

Мощность двигателя в л.с. свыше 70 до 95 включительно

Ограниченное количество лиц, допущенных к управлению автомобилем

Период использования ТС свыше 9 месяцев

Стаж вождения от 22 лет с опытом управления свыше 2 лет

Стоимость -- 3560 рублей

Петербург

Мощность двигателя в л.с. свыше 95 до 120 включительно

Ограниченное количество лиц, допущенных к управлению автомобилем

Период использования ТС свыше 9 месяцев

Стаж вождения от 22 лет с опытом управления свыше 2 лет

Стоимость -- 4630 рублей

Петербург

Мощность двигателя в л.с. свыше 120 до 160 включительно

Ограниченное количество лиц, допущенных к управлению автомобилем

Период использования ТС свыше 9 месяцев

Стаж вождения от 22 лет с опытом управления свыше 2 лет

Стоимость -- 5340 рублей

Петербург

Мощность двигателя в л.с. свыше 160 до 200 включительно

Ограниченное количество лиц, допущенных к управлению автомобилем

Период использования ТС свыше 9 месяцев

Стаж вождения от 22 лет с опытом управления свыше 2 лет

Стоимость -- 6050 рублей

Ленобласть

Мощность двигателя в л.с. свыше 70 до 95 включительно

Ограниченное количество лиц, допущенных к управлению автомобилем

Период использования ТС свыше 9 месяцев

Стаж вождения от 22 лет с опытом управления свыше 2 лет

Стоимость -- 3100 рублей

Ленобласть

Мощность двигателя в л.с. свыше 95 до 120 включительно

Ограниченное количество лиц, допущенных к управлению автомобилем

Период использования ТС свыше 9 месяцев

Стаж вождения от 22 лет с опытом управления свыше 2 лет

Стоимость -- 4100 рублей

Ленобласть

Мощность двигателя в л.с. свыше 120 до 160 включительно

Ограниченное количество лиц, допущенных к управлению автомобилем

Период использования ТС свыше 9 месяцев

Стаж вождения от 22 лет с опытом управления свыше 2 лет

Стоимость -- 4750 рублей

Ленобласть

Мощность двигателя в л.с. свыше 160 до 200 включительно

Ограниченное количество лиц, допущенных к управлению автомобилем

Период использования ТС свыше 9 месяцев

Стаж вождения от 22 лет с опытом управления свыше 2 лет

Стоимость -- 5380 рублей

Москва

Мощность двигателя в л.с. свыше 70 до 95 включительно

Ограниченное количество лиц, допущенных к управлению автомобилем

Период использования ТС свыше 9 месяцев

Стаж вождения от 22 лет с опытом управления свыше 2 лет

Стоимость -- 3960 рублей

Москва

Мощность двигателя в л.с. свыше 95 до 120 включительно

Ограниченное количество лиц, допущенных к управлению автомобилем

Период использования ТС свыше 9 месяцев

Стаж вождения от 22 лет с опытом управления свыше 2 лет

Стоимость -- 5140 рублей

Москва

Мощность двигателя в л.с. свыше 120 до 160 включительно

Ограниченное количество лиц, допущенных к управлению автомобилем

Период использования ТС свыше 9 месяцев

Стаж вождения от 22 лет с опытом управления свыше 2 лет

Стоимость -- 5940 рублей

Москва

Мощность двигателя в л.с. свыше 160 до 200 включительно

Ограниченное количество лиц, допущенных к управлению автомобилем

Период использования ТС свыше 9 месяцев

Стаж вождения от 22 лет с опытом управления свыше 2 лет

Стоимость -- 6730 рублей

Порядок осуществления обязательного страхования

Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования. В договорах обязательного страхования указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована. При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис и специальный знак государственного образца. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства; для случаев обязательного страхования ответственности граждан, использующих принадлежащие им транспортные средства, страховыми тарифами устанавливаются также коэффициенты, учитывающие, предусмотрено ли договором обязательного страхования условие, что к управлению транспортным средством допущены только указанные страхователем водители, и если такое условие предусмотрено, -- их водительский стаж, возраст и иные персональные данные; сезонное использование транспортного средства.

Страховая сумма, определенная федеральным Законом №40-ФЗ от 25.04.02 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тысяч рублей, а именно:

в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, -- 240 тысяч рублей и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего;

в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, -- 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Владимир Лавицкий Максим Баранов

ВС намерен легализовать прецедент как источник права в административном судопроизводстве  »
Юридические статьи »
Читайте также